istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Путин и археология



Или о том как Ладога не подошла на роль древнейшей столицы Руси

 С самого начала своего президентского срока В. В. Путин выказывал интерес к древней истории. Летом 2001 г. он совершил поездку по Русскому Северу, заехав в Великий Новгород, где губернатор Новгородской области М. М. Прусак убеждал его в том, что именно там находилась древнейшая столица Руси. После этого в ноябре Путин встречался с ведущими московскими историками и археологами и пытался обсуждать с ними проблему создания национальной идеи. Тогда его более всего интересовал вопрос о месте Киева в русской истории и с чего начинать эту историю после обретения Украиной независимости. Историки единодушно подчеркнули выдающуюся роль Новгорода, однако к использованию аналогий из древнего прошлого для создания национальной идеи они отнеслись без энтузиазма.


Тем не менее интерес к древностям российского президента не покинул, и он первым делом обратил внимание на Старую Ладогу.

Старая Ладога находится в 120 км от Петербурга, и в последние десятилетия археологам удалось обнаружить там доваряжский слой, оставленный славянским населе-нием. Еще в 1984 г. с помощью дендрохронологии для древнейшегопоселения Старой Ладоги была получена дата 753 г.,и в начале XXI в.власти Ленинградской области начали подготовку к торжественному празднованию 1250-летнего юбилея села. Идя навстречу настоятельным просьбам ее губернатора В. Сердюкова, 10 декабря 2002 г. президент подписал Указ "О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога Ленинградской области". Этот юбилей, намеченный на 16 августа 2003 г., широко освещался и комментировался прессой, и тогда многие журналисты называли Старую Ладогу не иначе как "первой столицей Руси". Такой подход предлагал России привлекательное решение сложного вопроса о началах своей государственности, с которым онастолкнулась после отделения Украины и потери Киева.

Находясь с визитом в Великом Новгороде, 17 июля 2003 г. президент лично побывал в Старой Ладоге, эффектно поднявшись к селупо Волхову на своей яхте "Паллада". Тогда он осмотрел Ладожскую крепость, посетил Георгиевский собор и местный Музей археологии.

Этой поездке придавался особый смысл, и, как это отмечали некоторые журналисты, она была связана с мучительным поиском национальной идеи, которую российские чиновники пытались обнаружить у самых истоков Руси. Ведь именно Старая Ладога стала местом, где президент Путин провел совещание с главами муниципальных образований, посвященное малым городам России. Там он подчеркнул роль исто-рической памяти, недооценка которой, по его словам, создает Россиипроблемы и не позволяет формулировать четкие ориентиры развития.Кроме того, он поднял вопрос о патриотизме как объединяющей идеологии. В частности, он заметил, что тот "должен основываться на нашейистории".

Символический смысл этих слов, сказанных на месте за-рождения древнерусской государственности, очевиден.

Не менее символичным выглядело и прибытие президента по реке, что должно былонапомнить о традиционном появлении варяжских князей "из-за моря". Действительно, официозная печать представляла Путина человеком, остановившим процесс развала государства и начавшим новое собирание земель, что выразилось в лаконичной формуле "восстановлениевертикали власти".

По-видимому, политтехнологов, разработавших сценарий поездки, соблазняли исторические параллелис деятельностью князей-Рюриковичей, тоже занимавшихся собиранием русских земель. Действительно, Путин как-то заявил, что Ладога была“древнерусским окном в Европу” и что “с берегов Волхова должноначаться возрождение России”.

Однако пребывание Путина в Старой Ладоге освещалось журна-листами на удивление скупо, и, по предположению одного автора,увиденное им в Старой Ладоге не оправдало его ожиданий. Не случайно вслед за приведенными выше словами об исторических основах патриотизма президент подчеркнул, что недостаточно помнить обисторической славе, а следует добиваться своих собственных успехов и гордиться ими.

Наблюдательный комментатор усмотрел в этом определенное недовольство президента несоответствием увиденного“историческим планам” организаторов этой поездки. Этот автор дажевысказал соображение о том, что давняя история как политический ресурс президента разочаровала.

 В июле 2004 года Путин снова посетил Великий Новгород, где продолжил знакомство с местной археологией. Побывал он и в Старой Ладоге. На этот раз он даже спустился в раскоп и имел обстоятельную беседу с руководителем многолетних археологических работ, известным пе-тербургским археологом А. Н. Кирпичниковым.


Все это означает, что мысли о происхождении Руси продолжали преследовать политического лидера России, причем его интерес был далеко не узкоутилитарным. Ведь новая поездка Путина состоялась уже после президентских выборов марта 2004 г., когда он был успешно переизбран на второй срок. Кроме того, он, похоже, всеми силами пытался извлекать актуальные уроки из истории, и с этим, безусловно, связана брошенная им в беседе с археологами фраза о том, что процветание Старой Ладоги могло быть связано с интеграцией народов.



Похоже, интерес к археологии не оставлял российского президентаи в течение его второго срока. Осенью 2004 г. он выделил из прези-дентского фонда крупную сумму на финансирование археологических работ в Великом Новгороде и Старой Ладоге. Но самое знаковое собы-тие произошло в следующем году. Будучи в Челябинске в мае 2005 г., Путин решил последовать совету тогдашнего главы его администрации Д. Медведева, посетившего в начале апреля историко-археологическийцентр “Аркаим”. И свой визит, посвященный проведению деловогосовещания о социально-экономическом развитии Урала, Путин началименно с посещения Аркаима. Поселение среднего бронзового века Аркаим, исследовавшееся на рубеже 1980 –1990-х гг., подавалось местными археологами как прародина индоиранцев (“истинных арийцев”), “прародина всех цивилизаций” и даже “колыбель мира”. В местном музее Аркаим представляют“родиной человечества”. Руководители историко-археологическогоцентра делали все для привлечения туристов, и одно время при въездена территорию центра их встречал щит с надписью “Здесь родился Заратуштра”. Сегодня Аркаим иной раз рекламируется как одно из семичудес Уральского Федерального Округа.

Поскольку Ладога на фоне Киева, как столицы Руси, выглядело очень блекло, решено было переключиться на Аркаим.

Как и в случае со Старой Ладогой, визит президента широко освещался в прессе, делавшей рекламу Аркаиму, иной раз изображавшемуся "родиной прародителей большинства современных народов Азиии части Европы". В некоторых СМИ Аркаим прямо ассоциировался с "арийцами".
Еще дальше шли некоторые русские националисты, объявившие его "древнейшим славяно-арийским городом", "городом русской славы". Вот уже более пятнадцати лет как городище стало местом паломничества представителей самых разных экзотических религий, экстрасенсов,
а также неонацистов, для которых Аркаимстал культовым местом. На одном из ближайших холмов кто-то вы-чертил огромную белую свастику. Здесь даже функционирует "Национальный арийский союз", промышляющий изготовлением свастик на заказ.


Между тем, прилетев на Аркаим на вертолете 16 мая 2005 г., Путин увидел в основном лишь исторические реконструкции (отрезок деревянной крепостной стены, пару "первобытных жилищ", глиняные печи), и даже журналисты отметили, что поселение остается малоизученным, несмотря на то, что оно было раскопано почти наполовину. Во время своего двухчасового визита президент беседовал с руководителем раскопок Г. Здановичем, убеждавшим его в том, что "Аркаим может стать национальной идеей России". Эту мысль на разный ладкомментировали освещавшие визит президента журналисты. Некоторые из них предполагали, что именно на Аркаиме должны были наконец закончиться поиски национальной идеи.

В национал-патриотической газете "Завтра" была помещена статья, автор которой утверждала, что по преданию в горах Аркаима в глубокой древности мужчины проходили посвящение в вожди, и высказывала соображение, что ради этого туда мог летать российский президент. Она шла еще дальше и предполагала, что он мог искать там "потерянную национальную идею", восходящую к подвижнической деятельности Заратуштры, который будтобы именно там снабдил ариев программой самоусовершенствования. Иными словами, послание Заратуштры ариям она и считала той самой"утерянной национальной идеей".

Однако президент России проявил благоразумие и не принял навязываемую ему арийскую идею. Правда, он обещал помочь археоло-гическому центру деньгами. Вместе с тем, по небезосновательномумнению журналиста Д. Быкова, само посещение Путиным Аркаима придавало легитимность арийской идее.

Между тем, репутация князя Рюрика была подмочена неясностьюего происхождения, и вовсе не случайно некоторые российские историки потратили в 2002-2004 гг. немало сил для того, чтобы приписать ему славянскую генеалогию.

Похоже, что ни политиков, ни общество это не убедило. В этом отношении весьма показательной представляется история публичного обсуждения проекта памятника князю Рюрику. Этот план был обнародован летом 2002 г. Вначале памятник предлагалось воздвигнуть при въезде в Старую Ладогук ее юбилею, но такая идея не вызвала энтузиазма, и следующимпретендентом на установку памятника в январе 2004 г. стал Великий Новгород. Однако и там местная общественность его отвергла, причем важными аргументами были иностранное происхождение Рюрика и тот факт, что инициаторами плана выступали шведы. Некоторым новгородцам это показалось обидным, и нового прихода"варяга" они не захотели.

Арии же благодаря Аркаиму оказались "своими", "коренными", и кое-кому это показалось многообещающим. Все это делало привлекательным миф об "арийской миссии".

Однако похоже, что и этот миф не оправдал ожидания российской политической элиты. Возможно, он оказался чересчур радикальным, вызывая в памяти сомнительные ассоциации. А возможно, он просто не вписывался в рамки "православной парадигмы", к которой российская власть питает особые симпатии. В любом случае на этом увлечения российских чиновников седой древностью закончились, и они обратились к эпохе Средневековья.
.
(PDF) Президенты и археология, или что ищут политики в древности | Виктор Шнирельман - Academia.edu
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments