istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Анты и Киевская Русь


Анты являются непосредственными предшественниками Киевской Руси.Первые упоминания антов относятся к III-V вв.

Первое, с чего мы должны начать рассмотрение сведений об антах, это – определение занимаемой ими территории, так как только после этого мы получим возможность использовать, кроме письменных источников, также и вещественные, археологические.
Иордан сообщает, что «анты же, могущественнейшие из славян, живут на лукоморье Понта до Днестра, находятся даже до Днепра, а эти реки отстоят одна от другой на много дней пути».

В VI веке, накануне присоединения части антов к Аварскому каганату, они жили на территории современной Украины, в междуречье Днепра и Днестра, примыкающем к Чёрному морю.

Прокопий подходит к описанию антов с другой стороны, именно после описания народов Кавказа, а также Азовского моря, где жили киммерийцы. «А за ними на север, – говорит Прокопий, – сидят бесчисленные народы антов. А около того места, где начинается пролив из озера в море, живут готы, называемые тетракситами».
В одном месте Прокопий отмечает антские поселения на Нижнем Дунае (об этом свидетельствует и Маврикий). Данные Прокопия значительно дополняют Иордана в отношении восточной границы распространения антов. Если провести линию на север от Азовского моря – Меотиды, то к западу от этой линии останется не только весь бассейн Днепра, но и бассейн Северского Донца и левые притоки Дона, т.е. в применении к географии Киевской Руси X-XI вв.: земли (уличей, тиверцев, полян, древлян, северян, радимичей.

Чрезвычайно интересно географическое распространение этой культуры, которую Спицын совершенно справедливо считал антской (А. Спицын. Древности антов // Сборник А.И. Соболевского. М., 1927) . Основное ее ядро расположено на Среднем Днепре вокруг Киева, Чернигова, захватывая оба берега Днепра, примерно, от устья Припяти до порогов. Далее на восток эта культура идет в направлении Курска и Харькова, охватывая течение Десны, Сейма, Псела, Ворсклы.

Антов VI в. мы можем рассматривать, как часть славянских племен, обособившуюся под этим собирательным именем, как предков значительной части восточных славян. Общность антского языка со славянским засвидетельствована не только показаниями современников, но и дошедшим до нас рядом антских имен. Правда, все эти имена дошли до нас в латинизированном или грецизированном виде, но имея огромное количество сравнительного материала, можно легко и точно восстановить первоначальную форму. Ант Доброгаст (таксиарх греческого флота в 555 г.), ант Всегорд (византийский полководец), антские князья Бож и Межамир, брат последнего Келагаст и другие антские имена, имеющие ряд русских и общеславянских аналогий, окончательно убеждают нас в том, что анты в VI в. говорили на языке, чрезвычайно близком к языку древнейших русских документов эпохи Киевской Руси. Следовательно, в антах VI-VII вв. мы имеем прямых предков тех восточнославянских племен, из которых спустя несколько столетий сложилось Киевское государство.

Общественный строй антов представляет для нас особый интерес, так как позволяет определить тот фундамент, на котором возникло Киевское государство.Целый ряд византийских свидетельств говорит нам о родовом строе у славян и антов в VI в. «Эти народы, славяне и анты, не подчиняются одному человеку, но исстари живут в демократии; поэтому обо всем, что для них полезно или вредно, они рассуждают сообща» (Прокопий). «Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно и не дают никому поработить себя или подчинить...» (Маврикий). «У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом...» (Маврикий). Перед нами картина отдельных, враждующих между собой родов и племен, не спаянных еще никакой единой властью. Родовое жилище  – это городище с комплексом землянок, соединенных внутренними переходами в одно целое. Объем племени по археологическим материалам еще не удалось установить; по данным же Феофана, столица одного племенного князька от границы владений другого князька отстояла на 30 фарсангов (Летопись византийца Феофана. Перевод Оболенского и Терновского. М., 1890. стр. 205-206.), т.е. приблизительный диаметр племенной территории равнялся 300 км.

Система религиозных представлений антов обрисована Прокопием так: «Одного бога громовержца признают они владыкой всего мира и в жертву ему приносят быков и всякого рода священных животных. Судьбы они совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей... Поклоняются также рекам и нимфам и другим божествам и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают».
В этом неполном, беглом очерке мы узнаем анимистические представления, характерные и для более позднего времени. Поклонение источникам и кладезям в дальнейшем явится объектом наиболее частых нападок церкви. Громовержец – это, разумеется, Перун. Археология может добавить родовые кладбища, веру в загробную жизнь (погребения с вещами).

По свидетельству Менаидра, около 558 г., когда авары воевали с актами, в ханскую ставку был послан ант Межамир Идарич, брат Келагаста, для выкупа пленных. Межамир держал себя с хаканом дерзко и надменно. Один кутургур уговаривал хана: «Этот человек имеет большую власть у антов и может сильно повредить своим врагам. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на их землю». Убийство Межамира действительно принесло аварам временную победу (Византийские историки. Перевод Спиридона Дестуниса. СПБ, 1861, стр. 324-325.).
Межамир Идарич мог быть князем целого племенного союза антов, так как иначе он не был бы так страшен для аваров. Указание на его отца и брата говорит о его родовитости, а, может быть, и о том, что власть такого князя превращалась в наследственную.
Спустя двадцать лет после этих событий Менандр рисует еще одну картину славяноаварских отношений. На этот раз действие происходит на Нижнем Дунае, где поселения антов и славян соприкасались. «Аварский хакан (Баян) отправил посольство к Лаврите (вариант: Дабрите) и к важнейшим князьям славянского.народа, требуя, чтоб они покорились аварам и обязались платить дань. Лаврита и славянские князья отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» (Там же, стр. 434.)

Славянские и антские дружины в VI в. состояли из пеших и конных воинов, вооруженных тяжелыми щитами, мечами, метательными копьями, луками и стрелами с ядовитыми наконечниками. Они умели строить лодки, умели хорошо биться в лесах и ущельях, используя различные военные хитрости, умели скрываться от врага под водой, дыша через тростник. Застигнутые в походе, они устраивали укрепление из телег, как это делали русские дружины XI-XIII вв. в половецкой степи. Все авторы подчеркивают силу, выносливость и храбрость славян и антов. В VI в. антские дружины формировались еще по возрастному принципу; Маврикий, говоря о дружинниках, называет их «молодыми людьми».

Военные дружины антов, привлеченные блеском Восточной Римской империи, и их вожди, их князья прокладывают пути к богатым греческим городам. «С того времени, как Юстиниан принял господство над Ромеями (527 г.), гунны, славяне и анты, почти ежегодно опустошая Империю и всю Фракию, приносили жителям этих стран непоправимые бедствия. При каждом вторжении убитых и взятых в плен ромеев было больше, чем по 20 мириад. Вся земля становилась какой-то скифской пустыней» (Прокопий).
Отдельные набеги антских дружин начались еще раньше, около 519 г., а затем следует целая цепь печальных повествований византийских и готских историков о том, как «теперь за грехи наши они повсюду свирепствуют» (Иордан). О времени императора Тиверия (578-582 гг.) церковный историк Иоанн Эфесский пишет, что славяне, «занимаясь грабежом, убийствами и поджогами, разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих ромеев. А между тем, это были простые люди, которые не смели выходить из своих лесов и не умели пользоваться оружием»20. Начиная с VI века история антской земли очень напоминает историю Киевской Руси в эпоху Святослава: основное население живет на своих старых местах, а дружина «чюжея земли ищет и блюдет, асвоея ся охабив».

История антов раздваивается, часть их по-прежнему занимает Приднепровье, часть же завоевывает Балканский полуостров и остается, там, теряя свое специфическое имя антов и растворяясь в общей массе славян. Но так же, как Святослав, в конце концов, вернулся в Киев, так и князья VI в. очень часто ограничивались только набегом на Византию и возвращались домой на берега Днестра, Днепра, Десны, Сейма и Ворсклы. «Анты, ворвавшись в страны фракийские, ограбили и захватили в плен множество тамошних ромеев, которых увели в свое отечество » (Прокопий).

 Наряду с существованием развитых родовых, отношений, мы отмечаем у антских племен в VI в. рост дружин, усиление военных вождей, создание племенных союзов и органов военной демократии, организацию далеких грабительских и завоевательных походов, обогащавших князей и дружинников. Хозяйственной базой антского общества были земледелие и скотоводство. Районом, где указанный процесс разложения родовых отношений протекал особенно интенсивно, являлось в V-VII вв. Среднее Приднепровье, более узко – окрестности Киева. Все это вместе взятое позволяет считать антов VI в. находившимися на высшей ступени варварства, на той ступени развития общества, которой норманны достигли только к эпохе викингов, т.е. к IX в.

Бегло ознакомившись с географическим положением, хозяйством и социальным строем антов в VI столетии, перейдем к такому же беглому обзору истории антов.

Под 375 г. впервые упоминаются анты, как население Приднепровья. После смерти Германариха остготский король Винитар, «стремясь показать свою храбрость, пошел войною на антов. Напав на них, он в первой битве был разбит, но потом победил и распял их царя Божа с его сыновьями и 70 старейшинами в качестве страшного примера, чтобы висевшие трупы внушали большой страх подданным» (Иордан). Вскоре Винитар был убит гуннским ханом Баламиром, и готы были покорены, а вскоре и совершенно очистили Причерноморские степи.

В V в. нет никаких упоминаний об антах. Известно, что в это время в гуннских и византийских войсках служили славяне. К концу V в. славянские дружины начинают появляться у северной границы Византии, а в VI в. началось чуть ли не ежегодное проникновение славян и антов за рубежи империи. Фракийская граница была ослаблена восстанием Виталиана 514-515 гг., и вот уже около 519 г. анты, перешедшие большим войском Дунай, вторглись в землю ромеев. Временно их удалось удержать стратегу Герману; на несколько лет наступает затишье. Но с 527 г., когда воцарился Юстиниан, анты и славяне грабят Византию, уводя пленных. Около этого времени в Приднепровье появляются клады, составленные из захваченных во время походов вещей. Вполне возможно, что, кроме юго-западного направления походов, в это время (а, может быть, и несколько раньше) существовало и южное направление на Причерноморские города, так как на это указывает состав кладов.

На VI в. падают все те изменения в социальном строе антов, Которые были указаны выше. Внутренние изменения порождали грабительские походы, а эти походы, в свою очередь, усиливали внутренние изменения, приводившие к распаду первоначальных родовых отношений. В VI в. часть приднепровских дружин вступает на путь широких вторжений в Восточноримскую империю. С этого времени антов можно встретить и на Дунае, и в Италии, и далеко в глубине Балканского полуострова, и в районе Азовского моря, а возможно, что и Малая Азия и арабский халифат, и Кахетия видели у себя рослых и сильных антских воинов, известных им под собирательным именем славян.
Анты наряду со славянами становятся грозой для Восточной Римской империи. Юстиниан строит для защиты от них 80 крепостей от Дуная до Белгорода на Черном море. Всего в Европейской части империи построено около 600 крепостей. Мы не останавливаемся на походах славян в Византию, поскольку в предшествующих статьях об этом уже шла речь.

В VII в. византийские историки перестают интересоваться антами. У них много дела с аварами и с теми славянами, которые уже хозяйничали внутри империи. Болгарская орда Аспаруха окончательно отрезала антов от Византии в 675 г. В VII в. завоевание Византии проводится особенно интенсивно; славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до древней Спарты, где разместились славянские племена Езерцев и Милян. После того как авары собирались «в конец истребить» дунайских антов, возможно, что им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале VII в. стали подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов-однодревок в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с моря и с суши осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию.

Материальная культура древнерусских племен IX-XI вв. сохранила много общих черт с материальной культурой антов. Непосредственная преемственность чувствуется во многом. Височные кольца, подвески, бусы и т.д. сближают антские клады с курганами Киевской Руси. Антские мечи (послужившие, вероятно, материалом для известной легенды о полянской дани хазарам) имеют ряд аналогий в мечах Х в. (не франкского типа). Антские клады восточного и византийского серебра объясняют появление в Киевской Руси таких высокохудожественных изделий, как оковка турьих рогов из Черной могилы. Даже известные знаки Рюриковичей, которыми киевские князья метили все свое имущество, и те восходят к антским прототипам VII в. Города Киевской Руси не могут быть поняты без учета истории антских городищ.


Центр антской культуры – Днепр в районе Десны и Роси – совершенно закономерно подготовил центральное положение Киева. В связи с центрами Руси в IX-Х вв. необходимо напомнить, что арабы называли их три: Куяба, Артания и Славия.  Из них первые два– Куяба-Киев и Артания – относятся к южной части, т.е. к антам. Таким образом, Киев был центров не только Руси IX в., но и центром антского Поднепровья в VI-VIII вв. /«Артания», «Арта» сопоставляется с «Вантит» и локализуется в пределах Тмутораканского княжества.



Вестник древней истории. – 1939. – № 1.
Б.А. РЫБАКОВ
АНТЫ И КИЕВСКАЯ РУСЬ




Tags: Украина, история, русь
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments