istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Не, нивзлитит!


Россия показала Checkmate. Сможет ли этот истребитель хотя бы взлететь


С пафосом представленный истребитель — это не совсем макет, но и не летный экземпляр. Фактически это стенд для проверки на земле работы различных систем и агрегатов с дырой вместо двигателя
О том, что российское авиастроение находится в агонии, не писал только ленивый. И каждое новое представление “перспективной авиатехники, не имеющей аналогов” оказывается хуже предыдущего. В частности, едва ли не 15 лет продолжается “жвачка” с доведением до серийного состояния и принятием на вооружение истребителя пятого поколения Су-57.

И вот на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском 20 июля 2021 г. состоялась презентация Госкорпорацией “Ростех” и “Объединенной авиастроительной корпорацией” (ОАК) полностью российского истребителя, который позиционируется как легкий однодвигательный истребитель пятого поколения под коммерческим названием Checkmate.

Хотя о программе ЛТС (“Легкий тактический самолет”) известно как минимум с 2018 г. (привет пропагандистам, которые говорят о том, что новый самолет был разработан за год), однако презентация машины стала сюрпризом для всей авиационной общественности. Попробуем же собрать всю имеющуюся в открытом доступе информацию и понять — насколько этот проект жизнеспособен в принципе.

Сразу же стоит сказать, что новый российский самолет как две капли воды похож на неудачный проект истребителя MRF-54E корпорации Northrop, разрабатывавшегося 30 лет назад в 1991-1993 гг. в качестве предложения по программе MRF (Multi-Role Fighter — многофункциональный истребитель). С одной стороны, в современной авиации очень затруднительно разработать что-то совсем уж принципиально новое, но с другой — большая часть “новых” российских разработок практически копирует западные аналоги (взять хотя бы ударные беспилотники).

Итак, то, что с пафосом представили как истребитель Checkmate, с одной стороны — не совсем макет, но и не летный экземпляр. Фактически это стенд для проверки на земле работы различных систем и агрегатов с дырой вместо двигателя.

При этом заявляется, что первый полет самолет совершит уже в 2023 г., в 2024-2025 гг. появится опытный образец, а в 2026-м — состоится запуск в производство установочной партии. Первая поставка заказчику (предположительно, деньги в проект вложила ОАЭ) должна состояться через 5,5 лет, то есть в конце 2026 г. Подобный график — это слишком оптимистический сценарий для современного состояния российской авиапромышленности. Достаточно еще раз вспомнить Су-57, который совершил первый полет в 2010 г., а сегодня до сих пор не вышел на уровень серийного производства.

Утверждается, что масса боевой нагрузки самолета составляет 7400 кг, а дальность полета — 3000 км. При этом в рекламных проспектах тщательно обходят вопрос о весовых характеристиках самолета и о том, какой именно двигатель будет на нем стоять. Со слов заместителя главного конструктора ЛТС Алексея Булатова, “двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела “Объединенной двигателестроительной корпорации”. То есть, судя по всему, нового двигателя у россиян не получилось (хотя появлялись сообщения о работе над неким “Изделием 30” с расчетной тягой на форсаже до 18 т), и на Checkmate будут ставить некий модифицированный вариант двигателя АЛ-31ФН или АЛ-41. С двигателем связан и еще один пока непонятный момент — заявляется о возможности создания варианта ЛТС то ли с вертикальным, то ли с укороченным взлетом и посадкой. Это либо просто рекламный ход, либо россияне рассчитывают таки поставить еще один дополнительный подъемный двигатель, что усложнит всю конструкцию.

Есть масса вопросов и по вооружению. Основное подвесное вооружение ЛТС размещается во внутренних отсеках — один большой подфюзеляжный отсек на три управляемые ракеты класса “воздух-воздух” или две “воздух-поверхность” и два небольших отсека по бортам спереди (каждый на одну ракету класса “воздух-воздух”). То есть максимум пять ракет класса “воздух-воздух” во внутренних отсеках, что для современного маневренного воздушного боя очень и очень мало.

На презентации в подфюзеляжном отсеке выставленного образца были размещены по одной ракете Х-38МЛЭ и “Гром-Э1”, а рядом с самолетом выставлены ракеты Х-59МК, РВВ-СД и РВВ-МД.

Не исключено и то, что самолет будет полностью лишен встроенного пушечного вооружения, а это ставит под сомнение необходимость сверхманевренности и управляемого вектора тяги. Зачем они ему, если в ближнем бою пилоту просто нечем будет стрелять?

Еще один повод для удивления — финансовые показатели. Уже давно понятно, что российская военная промышленность — это не о деньгах, но тут они переплюнули сами себя. Итак, официально заявлено, что стоимость летного часа ЛТС будет в семь раз меньше, чем у американского F-35. Если вспомнить, что сейчас для F-35 этот показатель составляет $31-33 тыс., то волшебники из ОАК говорят о $4,4-4,7 тыс. — то есть цене эксплуатации вертолета типа Ми-8 или Ми-24. Это просто фантастические цифры, взятые, безусловно, “с потолка”.

Оттуда же взять и расчеты стоимости самого аппарата. Она заявлена на уровне $25-30 млн, причем непонятно, это себестоимость или уже рыночная стоимость? В любом случае при таком ценовом диапазоне новый самолет будет продаваться по цене боевого вертолета и убивать продажи истребителей МиГ-29М/35, которые идут примерно по $50 млн.

Никто не объяснил, за счет чего будет достигнута такая рекордно низкая цена. Конечно, можно предположить, что в базовой комплектации на Checkmate будет минимум авионики, или даже будет отсутствовать РЛС, но тогда это изделие уже точно нельзя будет называть истребителем пятого поколения…

Между тем ОАК оптимистично заявляет о том, что предполагается развитие еще нескольких вариантов машины, включая беспилотный и двухместный. Хотя при нынешних раскладах уместнее выглядит другой прогноз: если Checkmate даже просто взлетит — это уже будет чудо.

Михаил ЖИРОХОВ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments