istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

7 исторических фейков в антиукраинской статье Путина

1. О средневековых представлениях о Русской земле
«И русские, и украинцы, и белорусы – наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы. <…> Позднее, как и другие европейские государства того времени, Древняя Русь столкнулась с ослаблением центральной власти, раздробленностью. При этом и знать, и простые люди воспринимали Русь как общее пространство, как свою Отчизну».
Путин не объяснил, откуда ему известно, что думали об общем пространстве «простые люди» в средневековье. В большинстве своем они были неграмотны и письменных памятников не оставили. А в тех, что остались, в частности, новгородских берестяных грамотах, писали о своей повседневной жизни, а не о таких категориях, как общее пространство и Отчизна. Даже в 19м веке кацапы ещё не знали что такое отчизна или Родина. Наполеон в Москве - говорили они - значит наполеон наш царь

Что касается высших слоев общества, то представление об общем пространстве, безусловно, существовало, оно отразилось, в частности, в «Слове о полку Игореве» (литературном памятнике XII века), но вряд ли было в те времена господствующей точкой зрения. Вот что писал в своей работе о «Слове» академик Дмитрий Лихачев:

«… призыву к единению служит центральный образ „Слова” — образ Русской земли. Он дан автором „Слова” в объединении крайних географических пунктов: Новгорода на севере и Тмуторокани на юге, Дуная и Волги, Западной Двины и Дона. Одно перечисление упоминаемых в „Слове“ русских городов составило бы довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий и Новгород Северский, Тмуторокань, Курск, Переяславль Южный, Белгород, Галич, Путивль, Римов; упомянуты также князья Владимира Залесского и Владимира Волынского, Смоленска и Рыльска.
Под Русской землей и Русью в XII в., в пору феодальной раздробленности, очень часто имелась в виду лишь Киевская земля и ее ближайшие соседи. „Пойти на Русь“ в XII в. часто означало отправиться в Киев. Переяславль Южный в отличие от Переяславля Залесского назывался Переяславлем „Русским“. В Новгороде дорога в Киев носила название „русского пути“. Такое сужение понятия Руси пределами Киевского княжества было типичным следствием феодальной раздробленности, когда только один Киев мог еще претендовать на представительство всей Руси в целом.

2. О Речи Посполитой и Брестской церковной унии
«Польская католическая знать получила значительные земельные владения и привилегии на территории Руси. Согласно Брестской унии 1596 года часть западно-русского православного духовенства подчинилась власти Папы Римского. Проводились ополячивание и латинизация, православие вытеснялось».

Основная часть духовенства на территории нынешней Западной Украины действительно признала власть Ватикана. Но при этом обошлось без ополячивания и латинизации. В результате унии была создана греко-католическая церковь, сохранившая православные обряды и церковнославянский язык в качестве богослужебного. Для прихожан в церкви практически ничего не изменилось, кроме того что в богослужении вместо Вселенского патриарха стали упоминать римского папу. Таким образом, тезис о влиянии унии на разделение некогда единого народа довольно сомнителен.

«Интеграция западно-русских земель в общее государственное пространство являлась не только результатом политических и дипломатических решений. Она проходила на основе общей веры и культурных традиций. И вновь особо отмечу – языковой близости. Так, ещё в начале XVII века один из иерархов Униатской церкви Иосиф Рутский сообщал в Рим, что жители Московии называют русских из Речи Посполитой своими братьями, что письменный язык у них совершенно одинаков, а разговорный – хоть и отличается, но незначительно. По его выражению, как у жителей Рима и Бергамо. Это, как мы знаем, центр и север современной Италии».

Откуда Путин взял фразу о Риме и Бергамо, он не пояснил. Письма Иосифа Рутского изданы в 1956 году (в латинском оригинале); город Бергамо (по-латыни Bergomus) в них не упоминается. О языках Иосиф рассуждает довольно много, считает нужным сохранение славянского языка в богослужении и отмечает, что этот язык практически общий для Киева и Московии, но не только для них: в этом же контексте он упоминает Болгарию, Сербию и Молдавию, а также Трансильванию и Валахию (части современной Румынии). Народы этих стран вряд ли кто-нибудь назовет одним народом.

3. О том, как «делить» Гоголя между русской и украинской культурой
«Конечно, за многие века раздробленности, жизни в разных государствах возникли региональные языковые особенности, го́воры. Язык литературный обогащался за счёт народного. Огромную роль здесь сыграли Иван Котляревский, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко. Их произведения являются нашим общим литературным и культурным достоянием. Стихи Тараса Шевченко созданы на украинском языке, а проза – в основном на русском. Книги Николая Гоголя, патриота России, уроженца Полтавщины, написаны на русском языке, полны малороссийскими народными выражениями и фольклорными мотивами. Как можно поделить это наследие между Россией и Украиной? И зачем это делать?»

Делить, конечно, незачем. Но уже в XIX веке книги Гоголя стали переводить на украинский; это делали такие классики украинской литературы, как Михаил Старицкий, Олена Пчилка, Леся Украинка, Иван Франко. Это несомненное свидетельство того, что к тому времени русский и украинский языки уже значительно разошлись.

«Одновременно [в XIX веке] в среде польской элиты и некоторой части малороссийской интеллигенции возникали и укреплялись представления об отдельном от русского украинском народе. Исторической основы здесь не было и не могло быть, поэтому выводы строились на самых разных вымыслах».
Выводы строились прежде всего на том основании, что языки русских и украинцев существенно различались — настолько, что литература на этих языках требовала перевода.

4. О высоком положении украинцев в советской партийной элите
«Представители казачьей старши́ны, включенные в дворянское сословие, достигали в России высот политической, дипломатической, военной карьеры. Выпускники Киево-Могилянской академии играли ведущую роль в церковной жизни. Так было и во времена гетманства — по сути, автономного государственного образования со своим особым внутренним устройством, а затем – и в Российской империи. Малороссы во многом и созидали большую общую страну, ее государственность, культуру, науку. Участвовали в освоении и развитии Урала, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока. Кстати, и в советский период уроженцы Украины занимали самые значимые, в том числе высшие посты в руководстве единого государства. Достаточно сказать, что в общей сложности без малого 30 лет КПСС возглавляли Н. Хрущев и Л. Брежнев, чья партийная биография была самым тесным образом связана с Украиной».

Биография Никиты Хрущева, конечно, была тесно связана с Украиной: подростком он переехал в Юзовку (современный Донецк), где и учился, а позже стал первым секретарем ЦК Компартии Украины. Но украинцем он не был. Родился Хрущев в Курской области, сам называл себя русским. В воспоминаниях он писал, что пытался отказаться от перевода в Украинскую компартию:

«Я просил не посылать меня, потому что не подготовлен к тому, чтобы занять такой пост. Сталин начал меня подбадривать. Тогда я ответил: „Кроме того, существует и национальный вопрос. Я человек русский; хотя и понимаю украинский язык, но не так, как нужно руководителю. Говорить на украинском я совсем не могу, а это тоже имеет большой минус. Украинцы, особенно интеллигенция, могут принять меня очень холодно, и я бы не хотел ставить себя в такое положение”».
Леонид Брежнев родился на территории современной Украины, под Екатеринославом (ныне Днепр), но и он не был украинцем. Его отец был родом из той же Курской губернии. В воспоминаниях Брежнев писал:

«… по национальности я русский, по происхождению — коренной пролетарий, потомственный металлург».
Существует, правда, его карточка партийного учета 1929 года, где в графе «Родной язык» написано «украинский», но зачеркнуто и исправлено на «русский». Скорее всего, это ошибка; свидетельств того, что Брежнев когда-либо говорил по-украински, нет.

Таким образом, приведенные Путиным примеры из советской истории не имеют прямого отношения к украинскому народу. Вернее, пример с Хрущевым говорит как раз об обратном: Сталин назначил высшим руководителем Украины русского, не знавшего украинского языка.

5. О советском происхождении концепции украинского народа
«… под видом борьбы с так называемым русским великодержавным шовинизмом украинизация зачастую навязывалась тем, кто себя украинцем не считал. Именно советская национальная политика — вместо большой русской нации, триединого народа, состоявшего из великороссов, малороссов и белорусов, — закрепила на государственном уровне положение о трех отдельных славянских народах: русском, украинском и белорусском».

Повторимся: у этих трех народов три разных языка. Разумеется, в советские времена наверняка были ситуации, когда кого-то вопреки его воле назначали представителем другого народа; в советские времена власти вообще мало считались с мнением отдельных граждан. Но это не означает, что единый народ был разделен на три искусственно.

6. О национальном самосознании подкарпатских русин
«Отдельно скажу о судьбе Подкарпатской Руси, которая после распада Австро-Венгрии оказалась в Чехословакии. Значительную часть местных жителей составляли русины. Об этом сейчас мало вспоминают, но после освобождения Закарпатья советскими войсками съезд православного населения края высказался за включение Подкарпатской Руси в РСФСР или непосредственно в СССР — на правах отдельной Карпаторусской республики. Но это мнение людей проигнорировали. И летом 1945 года было объявлено — как писала газета „Правда” — об историческом акте воссоединения Закарпатской Украины „со своей издавней родиной — Украиной”».

Вопрос об этнической принадлежности подкарпатских русин давно решён.
Исследователи считают их особой группой внутри украинского народа.
Среди разнообразных течений внутри русинской общины нет такого, которое рассматривало бы русин как часть русского народа.

7. О хронологии событий 2014 года на востоке Украины
«Проект „анти-Россия” отвергли миллионы жителей Украины. Крымчане и севастопольцы сделали свой исторический выбор. А люди на Юго-Востоке мирно пытались отстоять свою позицию. Но их всех, включая детей, записали в сепаратисты и террористы. Стали грозить этническими чистками и применением военной силы. И жители Донецка, Луганска взялись за оружие, чтобы защитить свой дом, язык, свою жизнь. Разве им оставили иной выбор — после погромов, которые прокатились по городам Украины, после ужаса и трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, где украинские неонацисты заживо сожгли людей, устроили новую Хатынь? Такую же расправу последователи бандеровцев готовы были учинить в Крыму, Севастополе, Донецке и Луганске. Они и сейчас не отказываются от подобных планов. Ждут своего часа. Но не дождутся».

«Мирное отстаивание позиции» — это, видимо, силовые захваты сепаратистами зданий органов власти в Донецкой и Луганской областях в апреле 2014 года. 6 апреля захватили здание областной администрации в Донецке, 12 апреля — городскую управу и горотдел милиции в Славянске, причем в последнем случае — силами прибывшего из России отряда Игоря Стрелкова (Гиркина). Таким образом, все это происходило не после, а до майских событий в Одессе.

P.S. О примере Германии и Австрии
«Действующие власти на Украине любят ссылаться на западный опыт, рассматривают его как образец для подражания. Так посмотрите, как живут рядом друг с другом Австрия и Германия, США и Канада. Близкие по этническому составу, культуре, фактически с одним языком, они при этом остаются суверенными государствами, со своими интересами, со своей внешней политикой. Но это не мешает их самой тесной интеграции или союзническим отношениям. У них весьма условные, прозрачные границы. И граждане, пересекая их, чувствуют себя как дома. Создают семьи, учатся, работают, занимаются бизнесом. Кстати, так же, как и миллионы уроженцев Украины, которые живут сейчас в России. Для нас они — свои, родные».

Здесь Путин абсолютно прав. Но этот абзац прямо противоречит его основной идее «одного народа»: он сравнивает Россию и Украину с народами близкими, но разными. Немцев и австрийцев, хотя у них общий язык, а не два разных, считали одним народом только нацисты, которые на этом основании присоединили Австрию к Третьему рейху.

https://theins.ru/antifake/243420



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments