istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Московия - улус Золотой Орды

Период государственной принадлежности русских  земель Орде.


Именно хан определил город Владимир (в 1243 г.) столицей русских земель (столицей провинции своего государства, столицей «русского улуса»). В 1252 г. ордынские отряды пришли на Русь покарать Андрея за неповиновение. Сопротивления со стороны населения им оказано не было. Один из признаков территории суверенного государства – защита её от вторжений извне.

Отсутствие сопротивления здесь говорит, в том числе, за то, что территория воспринимается людьми как ханская и ханские отряды, таким образом, вправе по ней передвигаться и осуществлять функции аппарата публичной власти. На землю и людей, проживающих на ней, распространялась власть хана, который осуществлял эту власть через своих чиновников – баскаческую систему и князей, получивших ярлыки. Административно-территориальное деление русских земель на «тьмы» устанавливают ханские чиновники.

Перепись подданных налогоплательщиков на Руси устанавливают ханские чиновники.  Государственное верховенство над территорией Северо-Восточной Руси было Орды. В главе II условием идентификации власти Орды над русскими землями как публичной была следующая совокупность обстоятельств: в период, когда в русских землях функционировала система ордынских чиновников и князья правили в своих княжествах исключительно благодаря соответствующей ханской воле, проявлением которой был ярлык, когда князья и русские земли в целом подчинялись хану.

Основанием власти князей служит воля хана, вручение им ханом ярлыка на правление. Власть князей в русских землях не является «государственной публичной властью», так как не является самостоятельной и независимой по отношению к другим источникам власти. Власть хана основана и организована на военной силе Орды, на обычаях монгольского народа и войска, Ясе Чингисхана, на решении курултая 1235 г. о присоединении русских земель к Улусу Джучи. Никак, кроме собственного подчинения, русское население, знать, армия не влияют на власть хана над своими землями. Власть хана, наоборот, самодостаточна и независима как над Ордой, так и над русскими землями. В период 1242-1362 гг. в русских землях функционирует развитая система ордынских чиновников. Когда ордынских чиновников не стало, а ситуация с ярлыком и подчинением хану осталась та же, власть хана над русскими землями была публичной, чуть менее выражено. Соответственно, вывод о том была ли власть хана над землями Северо-Восточной Руси   признаком государства – публичной властью - положительный.

Походы ордынских войск на Русь, осуществленные по воле хана, походы призванные обеспечить сохранение или восстановление государственных связей между Ордой и русскими землями, являются признаком единой русско-ордынской государственности, актами государственного принуждения публичной власти. Это сохранение или восстановление других признаков государственных связей Орды и русских земель, в том числе, сохранение или восстановление публичной  власти хана над русскими землями, обеспечение выплат дани. Походы - «рати» - данного периода именно служили сохранению и восстановлению государственных связей: восстановлению власти хана в землях, наказанию не подчинявшихся или подчинявшихся другому (но тоже ордынскому) правителю.

В период 1280-1362 гг. «рати» были актами государственного принуждения, что дополнительно характеризует власть хана над русскими землями как публичную. Как признак государства, налогообложение включает правило, по которому только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты на лиц, находящихся на его территории. В главе II окончательный вывод по идентификации дани Орды с русских земель, содержала ли она признаки налогов и таким образом являлась ли признаком ордынской государственности в русских княжествах, был такой.

В периоды, когда дань собирали ордынские специальные чиновники не русского происхождения, и в определении размеров сборов они ориентировались на количество населения, дань содержит признаки налога. В периоды, когда дань для ханов по их поручению собирали русские князья, правившие на основе полученного от хана «публичного» ярлыка на правление в своих землях, дань содержит в себе признаки и налогов, и контрибуции. Но признаки налогов преобладают. И особенно они преобладают, когда ориентиром размеров дани, служит количество облагаемого данью населения и размер его доходов. В периоды, когда с русских земель в Орду взимались сборы, соответствующие по характеристикам косвенным налогам и когда ханы давали своим решением освобождение от налогов определенным категориям населения, дань содержала в себе признаки налогов.

В период 1242-1362 гг. дань собирается с населения земель, даже перепись населения осуществлена для точного определения размеров дани по количеству населения; в этот период собираются косвенные налоги, что видно из ярлыка духовенству; часть населения (духовенство, иностранные купцы) освобождается ханом от сборов дани; князя, собирая для хана по его поручению дань, выступают его «чиновниками», так как являются исполнителями его законодательной воли, действуют на основании полученного ярлыка.
Соответственно, в период 1242-1257 гг. русские земли выплачивали дань, имеющую признаки как налогов, так и, в меньшей степени, контрибуции. В период 1257-1280 гг. признаки налога в дани еще активнее выражены, признаки контрибуции отсутствуют, т.к. дань собирается специальными чиновниками из Орды. Осуществлять правотворчество – исключительные полномочия государства.

Русская знать принимает в данный период главные нормативно правовые акты от хана. Ярлыки - это не просто рядовые акты, а важнейшие, касающиеся управления русскими землями (средневековый вариант актов «государственного права»). Ярлыки ханов духовенству и иностранным купцам об освобождении от всех налогов и сборов строго выполнялся князьями, хотя такое освобождение не в традициях Руси (этого не было до возникновения Орды и подчиненных к ней отношений на Руси и не будет после). Ненормативные разовые акты воли хана тоже выполняются. При всем нежелании (по тексту летописей) русские отряды участвуют в военных походах, чуждых для интересов Руси. Проявляя большую жестокость, участвуют в организации переписи в Новгороде, хотя это именно русским князьям и землям было и не нужно, но это была воля хана.

Вероятно, воля хана в подобных случаях выражалась в определенной письменной обязательной для исполнения форме. Признак верховенства в правотворчестве говорит за подчинённость русских земель хану на государственном уровне. Русские воины участвуют в военных действиях далеко за пределами Руси в интересах хана, и это косвенно свидетельствует за то, что они участвуют во внешней политике Орды, что военная политика Орды и русских земель в том, что касается интересов хана, объединена. Также регулярная, при угрозах, защита войсками Орды русских земель, многочисленность, систематичность актов военной помощи Ордой русским140 землям и подчиненный характер отношений князей к хану в целом в совместных военных действиях позволяют охарактеризовать этот период как период единства оборонной политики Орды и русских земель. Власть над собой и своими землями признают и принимают (как фактически, так и де-юре через ярлыки) прежние хозяева этих земель - князья Северо-Восточных земель Руси, потомки Всеволода Большое Гнездо.

Русские летописи называют хана «цесаремъ», «царем». В летописях неоднократно присутствует слово «служить» по отношению русских князей хану. Получение князьями ярлыков и то, что князей после этого не прогнали их народы из их земель, говорит о признании и принятии русскими знатью и народом власти хана над собой, т.е. о легитимности этой власти. Право завоевателя тоже легализует власть хана в представлениях средневековья. Власть хана над русскими землями в данный период является легитимной. В русских землях самостоятельность в своей деятельности князья по важнейшим вопросам не проявляют: не они определяют размеры налогообложения для хана и даже то, кому осуществлять текущее управление землей. Хан самостоятелен в принятии решений относительно русских земель. Он по своему усмотрению организует переписи на Руси, создаёт в ней администрацию из числа ордынцев, раздаёт ярлыки, взимает дань. Хан (не спрашивая князей) своим решением в этот период освобождает от дани русскую православную церковь, и это решение обязательно для исполнения князьями. Следовательно, внутренний суверенитет над русскими землями у русских княжеств отсутствует.Вместо него ордынский внутренний суверенитет.

Факты получения ярлыков князьями от хана и сборов ими дани говорят о подчиненности их хану, формальном оформлении этой подчинённости. Сложился институт поездок князей в Орду, их символического признания власти хана – переход между двух огней, подарки, использование басмы. Князья подвергаются в Орде судам и казням. Совокупность событий данного периода характеризует формальный суверенитет хана над Русью.  Абсолютно все признаки государства в землях Северо-Восточной Руси проявляются как свидетельство отсутствия русских государств как независимых субъектов мировой политики, как свидетельство принадлежности русских земель ордынской государственности.

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Назипов Ильгиз Ильдарович
Северо-Восточная Русь в системе политических связей Орды
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЗЫ.Ну чтож, в общем всё верно, кроме одного: сами москали в 13м веке ещё не считали себя Русью

Tags: история, орда
Subscribe

Posts from This Journal “орда” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments