istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Последствия геноцида крымских татар

Смертность и число

Уровень смертности депортированных крымских татар, согласно документам НКВД


год


Число погибших
Май 1944 - 1 января 1945 13592
1 января 1945 - 1 января 1946 13183
похороны. Крымские татары, 1944, Молотовская область,РСФСР.

Общий уровень смертности в результате депортации крымских татар по-прежнему остается предметом споров, отчасти потому, что НКВД вел неполные сообщения о смертности среди перемещенных лиц. Как и другие депортированные народы, крымские татары были помещены в особый режим переселения. Многим депортированным пришлось выполнять принудительные работы -  их задачи включали работу в угольных шахтах и строительных батальонах под руководством НКВД. Побег наказывался казнью. Специальные поселенцы часто должны были работать от одиннадцати до двенадцати часов в день семь дней в неделю. Несмотря на этот тяжелый физический труд, крымским татарам давали всего 200–400 граммов хлеба в жень. Не хватает жилых помещений; некоторые из депортированных были вынуждены жить в землянках, где "не было ни дверей, ни окон, ничего кроме тростника чтобы спать

Единственный транспорт в эти отдаленные районы и трудовые колонии был так же занят. НКВД погрузило в каждый вагон по 50 человек вместе со своим имуществом. Было  только одно отверстие в полу вагона, который был использован в качесве туалета . Свидетели утверждали, что  люди были заперты в вагоне.. Условия в переполненных вагонах осложнялись отсутвием гигиены, что привело к эпидемии тифа. Только по прибытии в пункт назначения Узбекской ССР  татар выпустили из закрытых вагонов.


Первые депортированные начали прибывать в Узбекскую ССР 29 мая 1944 года, и большинство из них прибыли 8 июня 1944 г. Однако некоторые из них были перенаправлены в другие пункты назначения в Центральной Азии и были должны продолжить свое путешествие. Некоторые свидетели утверждали, что они путешествовали в закрытых грузовых вагонах в течение 54 дня подряд. Все это время им давали очень мало еды и воды. Не было никакого свежего воздуха, поскольку двери и окна были закрыты. В  казахской ССР транспортники открыли дверь, чтобы бросить трупы вдоль железной дороги. Поэтому крымские татары назвали эти вагоны крематориями на колёсах.  Отчеты показывают, что по крайней мере 7889 крымских татар погибли во время этого долгого путешествия.

Мы были вынуждены приспособиться к нашим личным приютам. Мы работали и голодали. Некоторые из них были настолько истощены от голода, что не могли встать на ноги... Наши люди были на фронте, и некого было хоронить мертвых. Иногда тела лежали среди нас в течение нескольких дней .... Некоторые крымскотатарские дети вырыли маленькие могилыи похоронили несчастных малышей.
- Крымскотатарская женщина описывает условия в местах депортации

Высокий уровень смертности продолжался в течение нескольких лет в изгнании из-за недоедания, эксплуатации труда, болезней, отсутствия медицинской помощи и воздействия сурового пустынного климата Узбекистана. Изгнанников часто отправляли на самые тяжелые строительные площадки. Узбекские медучреждения переполнены крымскими татарами, которые подвергались воздействию местных азиатских заболеваний, отсутствующих на Крымском полуострове, где вода была чище, в частности, от желтой лихорадки, дистрофии, маляриии и кишечных заболеваний.

 Уровень смертности был самым высоким за первые пять лет. В 1949 году Советы подсчитали население депортированных этнических групп, которые жили в специальных поселениях. По их данным, за эти пять лет было зарегистрировано 44 887 случаев смерти, что составляет 19,6% от общего числа. Другие источники дают число 44 125 смертей в течение этого времени. Потребовалось пять лет, чтобы число рождений среди депортированных лиц начало превышать число смертей

. Советские архивы показывают, что в период с мая 1944 года по январь 1945 года в изгнании погибло в общей сложности 13 592 крымских татар, что составляет. Почти половина всех случаев смерти (6096 человек) были детьми в возрасте до 16 лет; остальные 4525 были взрослыми женщинами и 2562 - взрослыми мужчинами. Во время 1945 ещё 13.183 людей умерли. Таким образом, к концу декабря 1945 года в изгнании уже погибло не менее 27 тысяч крымскх татар. Один крымский татарин, живущий под Ташкентом, вспоминал о событиях 1944 г:

Мои родители были депортированы из Крыма в Узбекистан в мае 1944 года. У моих родителей были сестры и братья, но к тому времени, когда они приехали в Узбекистан, только они были живы. Сестры моих родителей, а также братья и отцы, все умерли в результате гриппа и других заболеваний ... Моя мать была совершенно одна, и ее первой работой была вырубка деревьев.

По оценкам крымских татар, смертность была значительно выше и составила 46%.
 В 1968 году, когда Брежнев был во главе СССР, крымскотатарских активистов преследовали за обращение к этим выысокопоставленным деятелям под предлогом того, что это «клевета на СССР». Чтобы показать, что крымские татары преувеличивают, КГБ опубликовал данные, указывающие на то, что «всего» 22%, то есть более одного из пяти из этих людей погибли.

Ганнибал Трэвис считает, что в общей сложности 40000-80000 крымских татар погибли в изгнании. Джоан Роулинг Отто Павел приводит данные Михаила Ривкина по меньшей мере о 42 000 крымских татар, погибших в период с 1944 по 1951 год, что означает, что около 20% населения погибло в результате советской политики. Павел охарактеризовал его как "один из худших случаев этнически мотивированных массовых убийств  20-го века. По оценкам Крымского государственного комитета, в период с 1944 по 1948 год погибло 45 000 крымских татар. В официальном отчете НКВД подсчитано, что 27% людей погибли.

Значительное число мигрантов истощённых в теыение  трёх лет немецкой оккупации, умерло в местах изгнания от голода и болезней в 1944-1945 годах. Оценки количества смертей за этот период сильно различаются: от 15-25% по оценкам различных советских официальных органов до 46% по оценкам активистов крымскотатарского движения, которые собирали информацию о жертвах в 1960 годах. Так, по данным ОСП Украинской ССР, только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в СССР и к концу года, погибло 16 052 человека (10,6%)». В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус спецпереселенцев что означало различные ограничения прав, в том числе запрет на произвольное (без письменного разрешения специальной комиссии) пересечение границы спецпунктов и уголовное наказание за его нарушение. Были многочисленные случаи, когда люди были приговорены к длительным (до 25 лет) лагерям за посещение родственников в соседних деревнях территория которых относилась к другому спецпоселению.

Засселение Крыма русским быдлом

Колхозники из Белгородской области переехали в Крым

Земли бывших крымскотатарских колхозов, были переданы вновь организованным колхозам переселенцев из регионов России и были переданы этим колхозам для "вечного использования". К 1 декабря 1944 года в Крым прибыло 64 тысячи мигрантов.

В 1944 году в Крыму оставалось всего 379 тысяч человек (данные крымской области на 14октября 1944 года). Очередная перепись 1959 года показала, что население восстановилось до 1,2 млн человек, но в радикально ином этническом составе, чем до войны: 71% россиян, 22% украинцев, 2% белорусов. Доля украинцев в Крыму увеличилась с 13% до 22%, россиян - с 48% до 72%. Доля белорусов увеличилась с 1% до 2%. Крымские татары полностью исчезли из Крыма.

 Столь значительный прирост населения за столь короткий период связан с массовым организрванным переселением жителей из СССР  (в основном из РСФСР - жителей Краснодарской, Воронежской, Курской, Орловской и Белгородской областей), многие сегодняшние потомки переселенцев считают себя крымчанами и не не помнят своих корней. Переселенцы из регионов Советского Союза получили разовую денежную помощь в размере 2500 рублей на семью, все долги и налоги были списаны, а оборудование, скот и другое имущество общим весом до двух тонн на семью было разрешено взять с собой. Особенно нуждающимся семьям давали белье, одежду и обувь. Семьи перевозились в железнодорожных  вагонах. Переселенцы селились  в домах крымских татар. Так вспоминает то время  Екатерина Клочкова, одна  из  колхозниц Воронежской области переселение в Крым:

« Мы поехали в Крым с горячим желанием быстро возродить этот замечательный уголок советской Родины, поднять и поставить свои богатые возможности на службу фронту.

Искажение истории Крыма

Советским историкам, изучающим прошлое Крыма и Черного моря, необходимо пересмотреть свои взгляды и методы работы под углом зрения сталинских произведений.
— Борис Рыбаков 1952 г.

Сразу после депортации крымских татар начался процесс искажения истории Крыма
 Основными советскими историками, которые были включены в процесс переписывания истории Крыма, являются Надинский, Павленко, Шульц, Веймарн и ряд других. Партия, которая хотела оправдать не только депортацию 1944 года, но и аннексию 1783 года, потребовала провести все исследования по истории Крыма «в неразрывном единстве с историей всех советских народов прежде всего великого русского народа». Иными словами, каждый историк в любом исследовании должен был доказать, что Крым является «исторической родиной» русского народа. А так как не было практически никаких вещественых доказательств для этого, ученые должны были изобрести "доказательства всеми возможными способами.

Целые  жизни отдельных ученых были посвящены поиску чего-то славянского и  утверждению например генуэзской крепости как русской. Другие историки даже отрицали влияние русских на культуру Крыма в средние века, утверждая отсутствие материальных следов. Уже тогда было заметно, что свидетельства «русскости» Судака были не научными, а идеологическими, так как археологи не могли ничего убедительно выкопать, и использовали осколки неизвестного происхождения.

Уже в 1951 году началось массовое (только первое тираж - 15 тысяч экземпляров) издания книги "Очерки по истории Крыма" партийного работника и краеведа П.M Надинского. В презентации автора, не знакомого с методами исторических исследований  и письменными источниками , история Крыма представлена как "непрерывная борьба" «местных аборигенов» с «захватчиками» как с Запада, с Востока, во время которого местное население, которое было, как пишет Надинский, славянским (скифы являются славянами в авторском представлении), всегда тянулись  к «братской России», и эта достопримечательность закончилась в 1783 году "историческим воссоединением Крыма с Россией"

По концепции Надинского, оценки были даны определенным периодам истории Крыма, о характере которых свидетельствуют названия разделов: "Борьба скифов против древних колонизаторов", "Вторжение римских захватчиков", "Византийская экспансия", "Разбойные набеги крымских татар". Период Крымского ханата автором был определен как «самая хмурая страница в его истории». Только после смерти Сталина в 1953 году эта работа вызвала отторжение большинства историков, которые оценили ее резко негативно.

В 1952 году состоялось заседание кафедр истории и философии Академии наук СССР и Крымского отделения Академии, на котором, как и на августовской сессии 1948 года, где ученые через идеологическую диктатуру не смогли защитить генетику, ипобедили Лысенко и Мичурина, чтобы очистить историю Крыма от модных представлений о Крыме как о месте расположения русских времен, не памятных исторических времен, не удалось

На заседании было рекомендовано "глубоко изучить историю проникновения славян в Крым". Особенно рекомендрвалось обратить внимание на историю Тмутараканскогокняжеств царства, так как ошибочно считалось, что это ветвь России, котораяна ходилась в Крыму. Было принято решение «бороться» с «идеализацией» тюркских народов Крыма – хазаров, поманов, печенегов и крымских татар («татары»), что фактически означалозапрет на объективноеизучение их истории.

После "сессии" о том, какой должна быть история Крыма, советский ученый рассказал академику Борису Рыбакову. Он написал произведение под названием "Об ошибках в изучении истории Крыма и задаче дальнейших исследований". А в газете "Известия" опубликована статья академика Бориса Грекова "По некоторым вопросамистории Крыма". Позже ее версия была опубликована в соавторстве с советским этнографом Джулианом Бромли в Бюллетене Академии наук. Эти документы стали ориентиром для историков до конца 1980-х годов. По их словам, все народы, которые оставили свой след в истории полуострова, начали оцениваться положительно или отрицательно. Роль древних греков- например, историков стала всячески возрастать, а роль крымских татар - приказали унижать и даже приписывать им всякие негативы. В этом подходе к истории Крыма до сих пор доминируют

Упоминания крымских татар как отдельного народа вообще были запрещены, а статья о крымских татарах была исключена из Великой советской энциклопедии.

Пропаганда

Советские партийные чиновники в Крыму вселяли татарофобские настроения в славянском населении Крыма, изображая крымских татар как «предателей», «буржуазию» или «контрреволюционеров» и говоря новым жителям Крыма, что крымские татары были «монголами», не имели исторической связи с Крымским полуостровом ). Конференция 1948 года в Крыму была посвящена пропаганде ираспространению антикотатарских настроений. Официальная идеология на протяжении десятилетий формировала в умах жителей Крыма «образ врага»  - крымскотатарского.

Крымскотатарский мальчик, депортированный из Крыма за «измену Советскому Союзу», «сотрудничество с немцами» на месте спецпоселевания. 1944, Красношинск, Молотовская  обл.

Tags: геноцид
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal