istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Повесть временных лет - правда или сказка (ч. 2)


ХРОНОЛОГИЯ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Итaк, хронология Повести временных лет не просто ошибочна в каких-то фрагментах, она представляет собой совершенно искусственное образование — по существу, выдумана летописцем. Для реконструкции действительного прошлого IX—X веков это обстоятельство, разумеется, фатально. Мы почти наверняка можем утверждать, например, что Олег не пришел в Киев в 882 году и не отправился на войну с радимичами в 885-м. Но когда произошли эти события, мы не узнаем. Мы даже начинаем сомневаться, произошли ли они в действительности или же возникли из того, что летописцу понадобилось поставить под этими датами некие события. Или даже — определенного разряда события под определенными датами.

Мы видели, что пространство X века летописец разметил при помощи дат трех византийско-руских договоров — 911,944 и 971 годов — на более мелкие фрагменты. За пределами дат договоров летописец ничего не знал о дальнейшей судьбе подписавших их князей и решил «убивать» их на следующий же год (+i): 912, 945 и 972. Напротив, походы князей на Византию летописец по какой-то причине решил датировать, отнимая по четыре года от дат договоров (—4): 907, 941 и 967:

Похоже, что, приняв свои опорные даты, летописец в дальнейшем расставлял события, то прибавляя к ним некое количество лет, то отнимая. В сущности, ему необходимо было расставить по хронологической шкале всего несколько разрядов событий: походы князей на славянские племена, походы на Византию, а также немногочисленные выписки из византийской хроники, которые летописец счел уместными для своего предприятия.

Распределяя их на более-менее равных расстояниях от центральных дат, летописец постепенно заполнял образовавшиеся сегменты времени событиями. Не все его решения одинаково ясны. Очевидно, что ему нравились интервалы кратные трем (либо по соображениям тринитарного символизма, либо потому, что так подсказывал какой-то авторитетный образец68), а также «круглые» цифры (например, 6360/852,6370/862,6390/882,6410/902 и т. д.).

Также очевидно, что летописец предпочитал обозначать некий четкий центр для правления трех первых киевских князей событием, почерпнутым из византийской хронографии. Так, правление Олега (882—912) размечено точно посередине известием миссии Кирилла и Мефодия (898), правление Игоря (913— 945) — известием об осаде Константинополя болгарским царем Симеоном (929), правление Святослава до его ухода из Киева (946— 967) — известием о поездке княгини Ольги в Константинополь (955). Получаем: 16 — 1669; 16 — 16; 9 — 9. То, что это не случайности, доказывается как большими промежутками из «пустых» лет вокруг центральных дат, так и тем, что все они фактически неверны, хотя и заимствованы из продатированных источников: Кирилло-Мефодиевская миссия, конечно же, состоялась не в 898 году, царь Симеон несколько раз осаждал Константинополь, но ни разу в 929-м (он умер в 927-м); Ольга совершенно точно ездила в Константинополь в другой год, не в 955-й.

Скорее всего, симметрия летописной хронологии оказывается непредвиденным результатом довольно простого метода, состоявшего в распределении известий более-менее равномерно вдоль хронологической шкалы. Подобная манера работы характерна не только для самых первых веков воссоздаваемой летописцем руской истории. Пока в его распоряжении не оказались твердые и несомненные даты, связавшие его свободу, но одновременно и освободившие от лишнего труда — а начинается это только с 1060-х годов, — ему приходилось следовать изобретенной ранее методе.

Остановимся на отрезке летописи  начала XI века. Это время, когда — по общему мнению исследователей — летопись из легендарного «баснословия» превращается в надежный и достоверный источник. Это время уже «историческое». Здесь живут и действуют не мифические персонажи Начальной летописи, но реальные представители правящей династии, об этом периоде ко временам Сильвестра уже сохраняется устная память, даже жив кое-кто из очевидцев. И тем не менее, мы ощущаем, что с хронологией, по крайней мере, части событий за начало XI века что-то глубоко не в порядке. Рассмотрим, как распределяются даты рождений и смертей в княжеской семье.

То, что в некоем семействе дети могут рождаться с такой завидной регулярностью, точно через три года, еще как-то можно вообразить, хотя это и необычно. Но то, что представители этого же семейства предпочтут и умирать с той же регулярностью, с трехлетним интервалом друг от друга, бросало бы вызов естественному порядку вещей.

Рождения и смерти в княжеской династии — события чрезвычайно важные. Это не эпизоды семейной жизни — это события государственные. Княжеская династия составляет собой ядро политического устройства Руси, и любые изменения в ее конфигурации — рождение у князя сыновей, смерть его братьев или рождение племянников — ведут к переустройству сложных и деликатно выстроенных отношений, перераспределению столов, а могут привести и к усобным войнам. Во всяком случае, каждое рождение и смерть изменяют будущее.
С точки зрения летописца эти события, может быть, самое важное, что он должен был отмечать в истории. И тем не менее, ко времени, когда он стал составлять свой труд в начале XII века, только последовательность (кто вслед за кем) была известна, но даты уже были утрачены. Вернее, одна дата все же была известна. В отличие от событий, отмеченных только номером года, смерть Ярослава Владимировича Мудрого датирована чрезвычайно полно, с указанием на число месяца и неделю великого поста

Мы можем быть уверены в этой дате: она не выдумана и подтверждается поминальной записью на стене Софийского собора в Киеве.
Вероятно, только одну эту точную дату и сохраняла традиция. Она и послужила для летописца опорной, создавая возможность рассчитать от нее все остальные.

От нашего внимания не скроется также, что мы имеем дело с двумя сериями событий по пять в каждой серии, то есть конструкцией потенциально симметричной. Они разделены довольно большим промежутком времени. Если мы присмотримся, то обнаружим ее центр — ровно посередине, под 6553 годом, находится известие о закладке Софийского собора в Новгороде, отделенное по обе стороны восьмью (или девятью, если включать собственно дату события) годами от каждой серии. Значение именно этого события, то есть его отношение к двум сериям событий, не очевидно, и о нем можно только гадать. Разумеется, подобная «стройная» конструкция есть результат выборки, то есть извлечения однотипных сообщений из текста летописи, на самом деле «засоренного» известиями самыми разнообразными, хаотичность которых скрывает первоначальный рисунок.

Нет сомнения, что не все даты в этой части летописи были добыты таким же, как описано выше, образом. Напротив, есть все основания полагать, что даты многих событий для этого времени летописец знал определенно (например, наверняка — год похода на Византию (1043) или год поставлення митрополитом Илариона (1051)). Но и здесь летописцу порой приходилось считать от известного, чтобы определить год какого-то события, то есть, в сущности, использовать все тот же инструмент: группировать счетные даты вокруг какой-то опорной, «неподвижной».

Кому принадлежит эта хронология, кто ее автор? Иными словами: возникла ли она в Повести временных лет и можно ли ее считать неотъемлемой частью именно этой летописи? Уже одно то обстоятельство, что древнейшая история рассчитана при помощи дат византийско-руских договоров, позволяет утвердительно ответить на последний вопрос. Такой хронологии попросту неоткуда было заимствовать: ни в одной из ученых интерпретаций ни один из предполагаемых «предшествовавших» сводов не знал о существовании договоров, они стали известны только автору Повести временных лет. Однообразие хронологизаторских приемов, которые прослеживаются и в древнейшей части летописи, и в таком относительно «новом» сегменте, как первая половина XI века, указывает, что на протяжении всей Начальной летописи этим занимался один и тот же человек.
Толочко

Продолжение следует

Tags: ПВЛ, Толочко, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Posts from This Journal “история” Tag