istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Книгопечетание на Руси до Ивана Фёдорова

Кто был первым печатником на Руси

В середине XV в. во Львове работала типография Степана Дропана, богатого львовского мещанина, который, судя по архивным документам, подарил впоследствии эту типографию Свято-Онуфриевский монастырю. В свое время типография попала к Степану Дропана благодаря его тестю - Яну Зоммерштайну, память о котором осталась у львовян несколько трансформированными названиями - пригород Замарстинив и Замарстиновской улице.

Эти факты дают ученым основания полагать, что украинское книгопечатание началось во Львове в XV в. и мало корни из тогдашних немецких княжеств, а не из Московии XVI в.

Два документа в Центральном государственном историческом архиве во Львове, однозначно указывают на существование в этом городе типографии еще в 1460 году, то есть за 112 лет до прибытия туда Ивана Федорова (Федоровича) в 1572 году. Оба документа написаны на латинском языке и датируются 23 июля 1791 и 20 октября 1792. Первый документ - «Заявление монастыря фискальных коллегии во Львове с просьбой принять меры в деле возвращения ему движимого и недвижимого имущества и в том типографии, принадлежащей монастырю от 1460 на исполнение провизорами братства всех обязательств относительно монастыря».

Во втором документе - "Пояснительная записка провизоров Ставропигийського братства Львовском староству в связи с претензиями василиян на типографию (основанную еще 1460 году львовским Украинский Степаном Дропана)» - излагается, разумеется, иное видение сути конфликта и доказывается, что сама типография, основанная львовским мещанином Украинский Степаном Дропана до 1460 года вполне на законных основаниях является теперь собственностью братства, а не монастырь.


Фрагмент архівного документу — Заява монастиря

Типография Степана Дропана со страниц архивных документов.

Два документы, в приложениях к этой статье впервые подаются в полном переводе на украинском и английском языках, написанные в XVIII в. Однако своему содержанию они переносят читателя в культурно-просветительский  мир Львов на более чем три столетия раньше. Цементирующим стержнем дела является типография львовского мещане на Степана Дропана, подаренная им монахам василианского чина Свято-Онуфриевского монастыря от 1460 г. Именно эта типография, а точнее - доходы от нее, стали причиной немалого конфликта между двумя сторонами: насельниками и попечителями монастиря (в документах они называются прокураторами) - с одной стороны и пайщиками монастыря, членами Львовского Ставропигийскогого братства (в документах - коляторамы, провизорами, ставропигийцами) - с другой. Дело это затянута во времени и несколько запутанная по сути своей из-за неуступчивости обеих сторон и полностью противоположное толкование ряда фактов.

Не дойдя на протяжении длительного времени согласия в вопро ниях принадлежности типографии и распределения доходов от нее, обе стороны пошли за поиском правды в высших ступеней Правосудия края. 28 июля 1791 Монастырь и Церковь Ордена Львова при  монастыре Святого Онуфрия подают жалобу на своих обидчиков - Дольщиков Ставропигийськой Католической церкви в Цисарско-Королевской Фискальной Коллегии Львовского Округа. Рассмотрение ее, по неизвестным причинам, задержалось. Почти через год канцелярия Окружной Колегии направляет в руководство Ставропигийского братства два письма: от 5 июля (по №2003) и от 6 августа (по №2499) 1792 с обязательством разъяснить все пункты, изложенные монахами-Ордена. 20 октября того же года от наводнение ставропигийцив на пяти страницах тогдашних листов была послана к императорской коллегии


Фрагмент архівного документу — Пояснювальна записка




Полностью документы можно посмотреть здесь: http://ukrinfospace.knukim.edu.ua/article/view/186775/186054


Теперь, отделив из двух рассматриваемых архивных дел факты главные и второстепенные, приходим к выводу: факт существования украинской типографии во Львове до 1460 года - неоспорим.
Рукописные материалы, которые условно можно назвать «Хроника монастиря», их также впервые обнаружил Орест Мацюк. Эту хронику собрал в конце XIX века известный в свое время богослов и историк церкви, профессор и ректор Львовского университета Модест Гриневецкий. Будучи протоигуменом василианских монастырей, он имел возможность отыскать документы, а также записать рассказы монахов о историиъ развития Свято-Онуфриевского монастыря. На одном из листов этой «Хроники» есть запись и о типографии С. Дропана: «1460 - Малый привилегия с Вислой печатью, Предоставленный Степаном Дропаном - львовским мещанином монастыря Св. Онуфрия ... Этот привел лей упоминается в ставропигиальном книге Альбомом называемый в реестре святоонуфриивських привилегий, где и был записан. В этой же книге на полях есть упоминание, что он утерян. Какова была его суть - дознать ся тогда было невозможно ... 1469 - В этом году король Казимир при Виле подтвердил фонд Дропана.

Привилегия также упоминается в книге, называемой Альбомом, однако в 1771 самого привилегии уже не уда лось найти ». (ЛНБ им. В. Стефаника. Отдел рукоп. Фонд М.В. №132. Арк. 2.). 2. Инвентарь книг Словитского монастыря. Его тоже впервые виднай шов А. Мацюк. Этот документ фиксирует имеющиеся среди других различ них книг в библиотеке этого монастыря шесть изданий, напечатанных тогдашнем украинском языке раньше, чем увидел свет в 1574 году «Апостол» Ивана Федоровича - официально признанной в советские годы даты основания украинского книгопечатания (Мацюк. А. 1971) .

 Среди политически незаангажированных авторов фундаментальных работ по этой проблематике досоветской поры стоит выделить поль ского ученого Е. Бандтке и исследователя истории славянского кириличного книгопечатания, родом из Галичины, Д. Зубрицкого. В своей великообсяговий труда «История типографий в Королевстве Полском и Великом Княжестве Литовском и в краях зарубежных, где польские дела творились», Ежи Бандтке посвятил отдельный раздел анализа зарождения и развития книгопечатания во Львове. Уже на начало раздела этот ученый подтвердил: «Иван Федоров НЕ заложил, а обновил здесь типографию русскую г. 1573» (Bandtkie J. S.). другой исследователь истории славянского кириллического книгопечатания,  Д. Зубрицкий, в основательном исследовании истории типографий в Западной Украине выделяет отдельный раздел, который так и называется «Типография перед Федоровичем в Львове». Вот аргумент этого автора: «Что во Львове перед Иваном Федоровым чем, то есть 1574 годом, была русская типография, не подлежит никакому сомнению, хотя мы не в состоянии показать памятников печатных с этой эпохи. Если могла существовать типография в 1491 году в Кракове, в 1525 году в Вильне, почему же не могла быть во Львове, в середине Руси, где потребность и ких книг была далеко больше, как в других местах, потому что именно в самой Львовской и Перемышльской епархии было более 4000 церквей »(Zubrzycki D., с. 13-14)



Портрет Степана Дропана.
З колекції Петра Ющенка «Великі Українці», яка демонструвалася в Українському домі напередодні Революції Гідності 2013 року.
У науковому виданні публікується вперше

Выводы
1. Обнародование впервые перевода с латинского найденной в львовских архивах так называемого судебного дела по типографии Львовского мещанина Степана Дропана от 1460 г. однозначно побуждает к прекращению далеко не научных, а скорее политических дискуссий по этому вопросу.

2. На сегодня научно доказанным факт: книгопечатание в Украине пришло не с Востока, от московии; во Львове была украинская типография в 1460 г.

3. Имя первого украинского печатника - Степан Дропан.

4. Ивана Федоровича следует считать основателем постоянного украинского книгопечатания. Сейчас целесообразно беспристрастно осмыслить житейский и творческий путь этого выдающегося просветителя в контексте роли Украины и тогдашнего украинского окружения в становлении его как книгоиздателя европейского уровня.

О национальности и гражданстве Ивана Федоровича.
До сих пор никаких документальных подтверждений его российского по хождение в науке не обнаружено. Создатели созданного в Москве доку тального фильма о жизни и деятельности Ивана Федоровича, впервые показанного во Львове во время Международной научной конференции, при святой 500-летию Ивана Федоровича, четко утверждают, что этот деятель родился в Польше и имеет не русские корни.
Tags: Украина, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • 16й век - государство Московское

    Это скрин титульной страницы писцовой книги Московского государства 16 го в.. Как видите, даже в 16м веке Московия ещё не Россия, а всего лишь…

  • Тысячелетний меч и украинська мова

    Меч Коваля Людоты "КОВАЛЬ ЛЮДОТА" - это автограф мастера на мече тысячелетней давности, который археологи нашли в Полтавской области в…

  • Как москали драпали от Наполеона

    Бегство из Москвы 1812 г.Под утро 2 сентября градоначальник Фёдор Ростопчин приказал полицейскому приставу П.И. Вороненко «стараться…

  • Московское царство 17 в. г. Карта

  • Марко Фоскарино: "Московия граничит с Россией"

    Марко Фоскарино принадлежал к одному из древнейших и славных родов Венеции. В 1537 г. он послан был Сенатом в Москву, вероятно, для устройства…

  • Московское княжество. Карта

    Это так называемое Залесье или по-другому - Северовосточна-Русь или Суздальско-Владимирское княжество, Московское княжество, Волго-Окское…

  • Сказки про Северо-Восточную Русь

    Ранее мы уже неоднократно рассказывали о том, что Новгород не имел отношения к Руси, а следовательно и теория о том, что русь из Новгорода пришла в…

  • Коллаборационизм 1812

    Коллаборационистов в 1812 году обнаружилось множество во всех сословиях и профессиях. И, конечно, не обошлось без попов: Святейший Синод был вынужден…

  • Первое крещение Руси

    Крещение Руси. Традиционно это событие принято относить к 988-му г. и считать началом официальной истории Русской церкви. На самом деле Первое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “история” Tag

  • 16й век - государство Московское

    Это скрин титульной страницы писцовой книги Московского государства 16 го в.. Как видите, даже в 16м веке Московия ещё не Россия, а всего лишь…

  • Тысячелетний меч и украинська мова

    Меч Коваля Людоты "КОВАЛЬ ЛЮДОТА" - это автограф мастера на мече тысячелетней давности, который археологи нашли в Полтавской области в…

  • Как москали драпали от Наполеона

    Бегство из Москвы 1812 г.Под утро 2 сентября градоначальник Фёдор Ростопчин приказал полицейскому приставу П.И. Вороненко «стараться…

  • Московское царство 17 в. г. Карта

  • Марко Фоскарино: "Московия граничит с Россией"

    Марко Фоскарино принадлежал к одному из древнейших и славных родов Венеции. В 1537 г. он послан был Сенатом в Москву, вероятно, для устройства…

  • Московское княжество. Карта

    Это так называемое Залесье или по-другому - Северовосточна-Русь или Суздальско-Владимирское княжество, Московское княжество, Волго-Окское…

  • Сказки про Северо-Восточную Русь

    Ранее мы уже неоднократно рассказывали о том, что Новгород не имел отношения к Руси, а следовательно и теория о том, что русь из Новгорода пришла в…

  • Коллаборационизм 1812

    Коллаборационистов в 1812 году обнаружилось множество во всех сословиях и профессиях. И, конечно, не обошлось без попов: Святейший Синод был вынужден…

  • Первое крещение Руси

    Крещение Руси. Традиционно это событие принято относить к 988-му г. и считать началом официальной истории Русской церкви. На самом деле Первое…