istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Первое крещение Руси

Крещение Руси. Традиционно это событие принято относить к 988-му г. и считать началом официальной истории Русской церкви.
На самом деле Первое крещение Руси состоялось гораздо раньше.

Предыстория этого события такова:
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах.

После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в  отношении Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. В это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

В «Повести…» сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени).
В 860 году Аскольд возглавил первый задокументированный поход Руси на Константинополь , столицу Византии.


Поход на Царьград

На рассвете 18 июня 360 русских ладей с 8 тысячами воинов на борту неожиданно появились в Босфорской проливе и взяли Константинополь в осаду . Вскоре подоспела и пешая рать . Патриарх Фотий I эмоционально передал чувство и страх осажденных при появлении невиданного ранее грозного врага: «Народ (русы) от страны северной ..., и племена поднялись от краев земли, держа лук и копье; они жестоки и немилосердные, голос их шумит, как море » .

Осада Константинополя продолжалась целую неделю, и по словам Фотия «город чуть не был поднят на копье», как в древности называли получения крепостей приступом. Император Михаил III в это время воевал с арабами в Малой Азии и вынужден был срочно отправиться домой. Война завершилась мирным соглашением. Штурм русами Царьграда имел огромный резонанс в тогдашнем мире и, спасая свое положение и престиж империи, император поспешил обратно. Венецианский хронист Лев Диакон утверждал, что те, кто осаждал византийскую столицу, вернулись домой «с триумфом».

По некоторым догадками частью соглашения с Византией стало крещение Аскольда и по крайней мере части его воинов. За реконструкцией Михаила Брайчевского , сам князь получил при крещении имя Николая, сразу же после похода русов патриарх Фотий создал новую митрополию и в Киев направил епископа Михаила, первого главы Русской церкви. Именно поэтому за точку отсчета отечественной истории Повесть временных лет взяла 860 год, обозначенный больше никакими выдающимися событиями: «Когда начал царствовать ( император Византии ) Михаил III , стала так прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русьвойной на Царьград , как пишется об этом в летописании греческом (византийском). Вот почему с этой поры начнем (рассказ) и число (счет годам) положим » . На самом деле Михаил III взошел на трон еще в 842 году. Путаницу в летописи Брайчевский объясняет дальнейшими фальсификациями. Он также указывает, что после четырех походов на Византию, для усиления своего политического реноме, Аскольд принял титул кагана , что является равным императорском. И еще долго с тех пор, титул использовали в определении киевских князей. Так он встречается у мусульманского географа Ибн Руста в письменной форме между 903 и 913годами. Эту традицию продолжал в XI веке Иларион , обращаясь к Великому князю Владимира Великого ( 978 - 1015 ) и великого князя Ярослава Мудрого ( 1019 - 1054 ) за титулом «каган».

Аскольд воевал не только с византийцами. В летописи есть сведения о его походы против уличей и печенегов .

Ибн-эль-Хасан рассказал, что после 862 года русы совершили рейд в южных берегов Каспийского моря и осадил город Абесгун . Лишь в последней, седьмой, битве, войска обладателя Табаристан абу-Зейда нанесли русам поражения и заставили их вернуться домой.

С Никоновской летописи известно еще о двух походах Аскольда на Византию . Последний - 874 года - был неудачным. «... Море было спокойное, но тут вдруг поднялась буря с ветром, и большие волны разбросали корабли язычников-русов, и прибило их к берегу и переломило так, что немногим из них удалось избежать этой беды и вернуться домой ...» Вернулись домой лишь малая часть жен, и в Киеве «был плач».

По сообщению летописи Аскольда убил князь Олег , который переоделся торговцем и коварством выманил князя из Киева. Не исключено, что победу Олега обеспечила поддержка киевских язычников, недовольных обращением Аскольда к христианству.

По летописи, Аскольд похоронили на месте гибели, на правом берегу Днепра в урочище Венгерское , где было состояние мадьяр, с «двором» главаря Олмош ( «Ольмин двор»).

Крещение
Кроме дипломатического признания государства Руси, следствием походов на Византию было введение в государстве христианства . Этот факт подтвердили многие источники. На первое место следует поставить свидетельство патриарха Фотия - непосредственного участника события, который сообщил, что Русь приняла христианство. В своей энциклике (окружном послании) 866 или 867 года, Фотий написал об обращении Руси: «И в них (то есть Руси) загорелась такая жажда веры, что они приняли пастыря и выполняют христианские обряды»  . Другой византийский источник, так называемый Продолжатель Порфирогенета, пишет «Вскоре после того (осады Константинополя в 860 г..) Пришло от них посольство, просило сделать их спикерами божественного крещения, что было и сделано».

О введении христианства на Руси времен Аскольда свидетельствует жизнеописание Константина Багрянородного, Хроники Зонары, Михаила Глик, Густинская летопись, Киевский Синопсис и произведения арабских писателей - Ибн-Хордадбега, ал-Масуди и др. Так Ибн-Хордадбег характеризовал Русь как страну сплошь христианскую, а в Никонивской летописи имеется отрывок  «О князе руськом Осколде», специально посвященную введению новой веры на Руси. Даже в Церковном уставе Владимира Святославича имеется утверждение, что Русь крестили во времена патриарха Фотия. Таким образом речь идет об официальном акте введения христианства на Руси в качестве государственной религии. Отсюда - стремление всячески подчеркивать, что крестилась вся страна, несмотря на то что обычно было здесь немало язычников. В Киеве создали епархию, зависимую от Константинопольской патриархии. Это показал Фотий, сообщая, что Русь «приняла пастыря», то есть епископа. Константин Багрянородный, Скилица, Зонара и Михаил Глика писали о архиепископе. В «Василики» - церковном уставе императора Льва VI (886-912), который содержит списки кафедр Константинопольского патриархата, и аналогичный реестр, которого заключили во времена Константина Багрянородного(912-959) есть свидетельства о существовании Киевской епархии. В первом списке под номером 61, во втором - под номером 60.

По дате принятия христианства Русью, существуют противоречия. Часть документов отнесли этот акт во времена императора Михаила и патриарха Фотия (ранее 867 г.), И назвали первым епископом киевским Михаила. Автором второго варианта является Константин Багрянородный, отсрочил христианизацию Руси и основания Киевской епархии к управлению своего деда - Василия I , и патриарха Игнатия и назвал первым епископом киевским Левона. Вполне вероятно, что после смерти Михаила
ІІІ произошло обновление кадров. Таким образом введение христианства на Руси произошло между 860 и 867 годами. К более ранней даты склоняет упоминание в так называемом Панонском житии - биографии Кирилла Философа, о Евангелии и Псалтырь «руськими письменами писаные», которые большой просветитель видел в Херсонесе зимой 861 года, и внедрение отсчета лет Аскольдом с 860 года - особой Руськой эры.

Хронология
860  - первый удачный поход на Царьград. Крещение Аскольда
865  - нашествие на Абесгун
866  - неудачный поход на Царьград
872  - болгары убили сына Аскольда
874  - поход на Царьград (возможно русско-мадьярское войско на другие земли империи). Византийско-Русская соглашение.
875  - победа над кочевниками (?)
882  - Аскольда убил Олег.
Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Почему история Руси принадлежит только Украине

    РУСЬ - УКРАИНСКАЯ, А НЕ ШВЕДСКАЯ ! Лекция историка Александра Палия "... Аргументы в пользу того, что варяги будто бы назывались Русью,…

  • О происхождении украинского языка

    ЧИ ЖИВІ, ЧИ ЗДОРОВІ РОДИЧІ НАШІЙ МОВІ? Лекція історика О. Палія "... До сьогодні збереглися на письмі до 400 достеменно скіфських слів, які…

  • Малая и Великая Русь

    Или о том, почему Малая Русь считается метрополией Великороссии В 1458 г. произошло окончательное разделение русской церкви на киевскую и…

  • Как появилась Московия

    Название «Москва» по своему происхождению (этимологии) является названием не славянским, а угро-финским. От угро-финского названия…

  • Темно и неясно происхождение народа российского

    российские историки жалуются, что вопрос о происхождении российского народа не имеет решения. Вот что по этому поводу говорит русский историк Юшков…

  • Русь говорила на украинском языке

    "...Российская пропаганда заявляет, что до 15 или 16 века, мол, между украинским и русским языками не было разницы. Это полная чушь, и каждый,…

  • Украина и Московия на страницах французской "Gazette" XVIII века

    французская газета "Gazette" уже в первом номере за 1709 (которое вышло 5 января), на первой же странице, пишет о нашей стране - Украина…

  • Путин и археология

    Или о том как Ладога не подошла на роль древнейшей столицы Руси С самого начала своего президентского срока В. В. Путин выказывал интерес к…

  • Анты и Киевская Русь

    Анты являются непосредственными предшественниками Киевской Руси.Первые упоминания антов относятся к III-V вв. Первое, с чего мы должны начать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments