istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Прощай немытая Россия. Лермонтов или не Лермонтов?

Та канешна он, а кто же ещё!
В 2017 году специально посвящённый авторству стихотворения круглый стол, состоявшийся в Пятигорском университете с участием 24 российских и зарубежных лермонтоведов, решительно высказался в пользу безусловной принадлежности стихотворения М. Ю. Лермонтову.
В том что стихи принадлежат именно Лермонтову, не сомневался даже император.

После ознакомления со стихотворением и письменного доклада шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа император наложил следующую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна (П. Х. Веймарн, генерал-майор, начальник штаба гвардии) в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, если там обнаружатся и другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого молодого человека и удостовериться, не помешан ли он; а потом поступим с ним согласно закону»

Отсутствие черновиков и автографов – веское основание для сомнений в авторстве. Это бесспорно. С другой стороны, бесспорен и тот факт, что не сохранились или до сих не найдены около 100 автографов стихотворений Лермонтова («среди них: «Нищий», «Умирающий гладиатор», «Бородино», «Ветка Палестины», «Дары Терека», «Воздушный корабль», «Завещание», «Из под таинственной холодной полумаски»
(…) Из поэм утрачены автографы полного текста «Сашки», а также автографы «Моряка», «Хаджи Абрека», «Монго», «Песня про… купца Калашникова», «Тамбовской казначейши», последней ред. «Демона»), приблизительно четвертая часть их общего числа, однако никто не оспаривает в данном случае авторства Лермонтова.

Более того, отъявленный русофил и русский офицер Лермонтов и ранее позволял себе подобные высказывания. В неоконченном романе «Вадим» он мог позволить себе написать: «Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем, но справедливо, он согласен служить – но хочет гордиться своим рабством, хочет поднимать голову, чтоб смотреть на своего господина»

Стихотворению отказали в авторстве Лермонтова, так как любящих Россию задевал (обижал, оскорблял) эпитет немытая. Разумеется, критика родной страны обидна для тех, кто её любит, независимо от того, справедлива критика или нет. С их точки зрения, Лермонтов якобы не мог обидеть, критиковать и т. п., так как не хотел вреда своей стране.
Конечно, не хотел вреда. Но как считал сам Лермонтов, нужно ли критиковать?
Критиковал, и беспощадно. Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна! (Жалобы турка) Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы (Дума).
Мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски (1-е января). И знаменитое: А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов… Чего касалась эта критика? Рабского состояния – крепостничества, подчинения тирании. И рабства души – лицемерия, равнодушия к несправедливости. И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка (И скучно и грустно). В начале поприща мы вянем без борьбы; Мы иссушили ум наукою бесплодной (Дума). Особенно неприемлемо для поэта, что культурный слой общества и молодёжь не борется против рабства и не протестует. На слово «младость» есть рифма гадость кроме рифмы радость (Сашка). И прах наш с строгостью судьи и гражданина потомок оскорбит презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом (Дума).

Как видим, Лермонтов в поэзии бывал предельно резок и даже предвидел, что его слова могут кого-то оскорбить (или же современники Лермонтова будут оскорблены поэтом-потомком за равнодушие к несправедливостям общественной жизни).

Итак, Лермонтов протестует против несправедливости общества.
Против чего восстаёт? Против рабства (это ключевое понятие). Причём рабы не только в прямом смысле – крепостные или чиновники низшего ранга, а люди, согласные с подчинением абсолютизму власти. С какой позиции восстает Лермонтов против рабства юридического и духовного? С позиции Высшего Суда, суда Божия. Но есть и Божий суд, наперсники разврата. Есть грозный суд: он ждёт; он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперёд (Смерть поэта).

Продолжение следует
Tags: Лермонтов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments