?

Log in

No account? Create an account
istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Почему русские не мылись веками




Как "мылись" в русской печи.

Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.




В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.

Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.

Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.

После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.

Мытье в печке. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. Начало 1880-х гг.Лев Овчинников. ИЗ ПЕЧКИ. ЗИМНЯЯ БАНЯ В ДЕРЕВНЕ. 1992Баня в русской печи
Баня в русской печиБаня в русской печи


Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи - больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).

Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.

Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.

Банник - дух баниБанник - дух бани


В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.

Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.

На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.

Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.

Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города.

Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия.
По сведениям А.Шингарева традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».

Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.

Бани по чёрному

«Черную» баню сейчас не часто встретишь даже в удаленных уголках страны. Между тем, именно такой вариант бани был на Руси изначальным, о нем писали и рассказывали как о великом чуде заезжие иноземные купцы.

Бытует мнение, что баня «по-черному» грязна и неудобна, в остальном, якобы, разницы нет. На деле это совершенно не так. «Черная» и «белая» бани отличаются конструктивно. Об устройстве второй имеет представление почти каждый, а вот о «черной» бане стоит рассказать отдельно.

Владимир Копылов. Банька по черному.Сергей Минков. На берегах р. Мсты


Очаг, расположенный под уложенной грудой камней (иногда добавляют туда и чугунные чушки, обладающие высокой теплоемкостью) не имеет вытяжной трубы. Дым идет прямо внутрь помещения, делая черными потолок и верхнюю часть стен. Однако опасаться лишней грязи не стоит – при правильной топке ниже копоть не опускается, да и при использовании хороших дров ее не бывает много. Конечно, сомневающиеся могут «для верности» сполоснуть лавку или полок водой. Образовавшийся же налет копоти играет очень важную роль, он обеззараживает помещение, выполняя функцию естественного природного антисептика, поэтому помещение «черной» бани не нуждается в проведении дополнительных работ по обеззараживанию.

Василий Шевчук. Русские бани по черному.Андрей Вилков. Банный день.


Баня, которая топится «по-черному», требует меньше дров, поскольку дым не выходит в трубу, а проходя через помещение согревает и воздух, и стену, полы, потолок. Нагретое дерево по-особенному приятно пахнет, поэтому и «черная» баня имеет не похожий ни на что приятный аромат. В отличие от «белой» бани «черной» пользоваться сразу после растопки нельзя. В ней открывают дверь, чтобы вытянуть возможный угарный газ. После этого на раскаленные камни, уложенные вокруг очага, плещут водой (чаще всего травяным настоем) или квасом. Насыщенный душистый пар окутывает помещение и баня готова.

Баня «по-черному» может быть построена как на поверхности земли (кстати, фундамента в общепринятом смысле этого слова ей не требуется), так и заглубленной в землю. В обоих случаях высокая температура в помещении бани «по-черному» сохраняется очень долго, даже в сибирские морозы такая баня вполне может принять несколько «смен» моющихся.

Увидевшие впервые такую баню, иностранцы были поражены, как им казалось, варварским и жестоким обычаем жителей России. В то же время, именно баня спасала наших соотечественников от множества болезней, служила закаливающим фактором с раннего детства.
http://sauna-nn.ru/banya-v-russkoj-pechi.html




Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal