istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Украинские корни князя Владимира


Согласно новейшим исследованиям в с. Будятичах родился креститель Руси, князь Владимир Святославович.

В «Повести временных лет» (нач. ХІІ в.) место рождения Владимира не вспоминается. В поздних источниках XVI в. — Никоновской и Устюжской летописях, говорится о том, что Владимир Святославович родился в Будутиной веси, куда княгиня Ольга отправила его мать Малушу. Это село (весь) принадлежало Ольге (или Малуше) и после её смерти было передано неизвестной церкви Богородицы.

« Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици (Никоновская летопись). »


За В. Татищевым село, где родился князь, называлось Будятино: «Родился же Владимир в Будятине селе»
Село Будятичи вместе с соседними Низкиничами и Дорогиничами, являются теперь пригородными селами Нововолынска и располагаются в междуречье Буга и Луги недалеко от стольного Владимира.

О волынской локализации родины Крестителя Руси свидетельствует ряд аргументов, в частности:

Название волынских Будятич является ближайшей языковой аналогией к летописному селу Будятиному или Будятиной веси, поскольку оно соответствует летописной форме трактовки местности, как поселение семьи или подданных Будяты / Будимира.
Топонимы оканчивающиеся на -ичи, считаются языковедами одними из самых архаичных
Название соседнего села Низкиничи корреспондируется с именем Низкиня. В «Анналах» Яна Длугоша Низкиней названо древлянского князя Мала «dux Drewlyanorum Niszkina» (от малый-низкий). Мать Владимира звали Малушей, а её отца - Малком, что соответствует Низкине. Низкиничи получили свое название от Малуши, отправленной в эту местность, или от имени её отца Малка.
Низкиничи принадлежали волынскому знатному роду Киселей, которые выводили свой род от киевского воеводы Святольда (Свенельда), на что обращал внимание М. Грушевский. Свенельд возглавлял инициированный Ольгой карательный поход против древлян и был современником событий, связанных с отправкой Малуши в Будятину весь.
Упоминание о церкви Богородицы, которой было передано летописное Будятино, корреспондируется со свидетельством источников XV в., в которых Будятичи с окрестностями связывались с Зимненским Святогорским монастырем Успения Пресвятой Богородицы.
В междуречьи Буга и Луги находится несколько населенных пунктов с названием Русов. У Будятич также есть приселок Русовичи. Эти топонимы происходят от варяго-русьских поселенцев, отправленных киевской администрацией на подконтрольную территорию.
С именем Владимира легенды связывают появление ряда памятников и населенных пунктов Волыни.
Название стольного волынского Владимира (22 км до с. Будятич) объясняется фактом рождения Владимира Святославича на Волыни в соседних Будятичах.
Основные составляющие сюжетной линии Будятичской легенды, связанной с местным святым источником, буквально совпадают с летописной Корсуньской легендой, в которой отражены события Владимирового крещения. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в Будятичах функционировали легенды о крестителе Руси. Доказательством древности этой легендарной традиции, которая не претерпела воздействий кабинетного интереса летописями, является отсутствие прямого употребления имени Владимира.
С. Герберштейн и М. Стрыйковский указывали, что отца Малуши и деда Владимира Святославовича, звали “Kaluſcza”, которое читалось как Калуса, Калусча или Калуща. Это имя является очевидно его семейным прозвищем, отраженным, как это известно из более поздних примеров, во владении определенным имением, населенным пунктом. Такое поселение существует и граничит с землями Будятич. Это с. Калусов, переименованное в 1946 г. на Гряды.
В летописях отец Малуши упоминается как Малк Любчанин, что соотносится с волынским ориентиром его происхождения. Малк Любчанин мог быть связан с городищем X-XI вв., которое находится у села Любче Рожищенского р-на. Этот населенный пункт упомянут в дарственной грамоте Любарта Гедиминовича собору святого Иоанна Богослова в Луцке, датированной 8 декабря 1322 г.

Документальные известия XV в. о волынских земянах с родовым прозвищем "Резановичи", которые владели Будятичами, также является дополнительным свидетельством древней принадлежности этих земель семье Малуши и Добрыни. Ведь дядя Владимира Добрыня, былинный герой Добрыня Никитич (объясняемое как "Низкинич"), известен еще и как "Резанович". Имя Добрыни Резановича пользовалось таким авторитетом, что в некоторых летописях XV-XVI вв. его, вместе с Александром Поповичем, считали участником Липицкой битвы 1216г. и даже героем, который погиб на Калке в 1223г. Свидетельство о богатыре Добрыне Резановиче фигурирует также в “Сказании о киевских богатырях, како ходили во Царьград…”.
Доказательством того, что Будятичи с окрестностями - родовые земли Малковичей, является сообщение Киево-Печерского Патерика о путешествии Варлаама Печерского (потомка Малка Любчанин в шестом колене) в Иерусалим. Возвращаясь через Константинополь в Киев он отклонился далеко на запад, чтобы посетить родные земли на Волыни ("страну свою" - родовые имения), где и умер в соседнем с Будятичами Зимненском монастыре.


В тему:
Tags: владимир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments