istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Образование пришло на Московию из Украины

8. Украинская влияние на русские школы


Издавна украинцы прославились, как хорошие педагоги.

Школ у нас в Украине везде было много, почти каждое село имело свою  школу; поэтому работы учителям всегда было достаточно, и не удивительно, что у нас бывали очень хорошие педагоги. Украина произвела, под влиянием западным, свою оригинальную педагогическую систему.

При Петре I по «Духовному Регламенту» 1721 и впоследствии и в более поздние царей по России были основаны духовные школы в каждом архиерейском доме, были основаны и семинарии. И вот учителями пошли туда  украинцы, потому что их считали лучшими педагогами, да и архиереи были украинцы  3 .




3 См .: Петров Н. Акты ... Т. I. Ч. II. С XVI.


В Московию звали наших учителей, кроме века XVII, и весь XVIII век, звали даже в XIX веке.  Приведу такой пример: «Как мне известно, - пишет архиепископ Могилевский 1786 митрополиту Киевскому, - что ныне в епархии Вашей является немалое число монашествующих заштатом, а в моей епархии недостаток в них имеется, то прошу Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше от обилие Вашего иеромонахов и иеродиаконов, а хотя и монахов, грамоту знающих, особенно не могла найдутся ли и в семинарии учит поэзию, риторику и философию, также языки еврейский, греческий и немецкий, способные, охотников отпустить ко мне десяток или полтора, коих за привозку в Могилев будет от меня уплачено принадлежащее ... »  1


И украинцы пошли в Москву в большом числе  2 , и перенесли туда свою педагогическую систему. В московских школах украинцы оставили свой большой признак, и он был заметен еще и в XIX веке, а кое-что там даже до нашего времени.

Вокруг каждого архиерейского дома был особый экзаменатор ставленников, persona grata при школе. Экзаменатор этот имел большое влияние на школу, и на этом посту в Моковии  были украинцы  3 .


Эти должности были основаны с высочайшего приказа 8 января 1739 по всем епархиям России, в приказе об этом читаем: «Понеже того долго ждать, доколе семинарии по всем епархии заведены и в доброе состояние Приведены будут, а между тем впредь, чтоб церковь не опустошите, а и недостойных попов чтоб по-прежнему не пришло: и того ради имеет Синод во все епархии к архиерея из учительных священников или из иеромонахов по одному или по два учителями определить; должность же их в том состоит, чтоб они ставленников и прочих Поповский и дьяконовых детей с крайними прилежание обучали и надлежаще наставлениями исправлялы, приводя к совершенному познанию должности священнической ... »  4 .

Когда архиерей переезжал в другую епархию, он вез за собой и своих земляков-учителей  5 .


1 Труды Киев. дух. акад. 1877 Кн. 6. С. 569.

2 См. в Н. Петрова на конце томов списки украинский-учителей ;: например, Т. IV. С. 330 - 335.

3 См .: Известия отд. русск. яз. и слов. Акад. наук. 1907. Кн. 3. С. 297, 299.

4 Полное собрание законов Российской империи. Т. X. № 7734. С. 705 - 706; Петров Н. Акты ... Т. I. Ч. I. С. 294 - 297.

5 См .: Петров Н. Акты ... Т. IV. С VI.


И украинцы рсели во всех школах по России в самых разных уголках ее  1 , были они даже в московском кадетском корпусе  2 .

В год 1786-го были основаны по всей России народные школы, и учителями к ним взяли много студентов из Киева  3 ; тогда даже на время Киевская Академия стала вроде главной учительской семинарией и поставляла учителей на всю Московию  4 .

30 октября 1786 высочайше предписывалось Синоду: «Как для снабдения остальных шестнадцати губерний потребным числом учителей к открытию в них народных училищ и сверх того для посылки в Англию совета обучения разным полезным знаниям потребно сто человек, то и желаем, чтоб снеслися с преосвященным митрополитом Киевским и с прочими архиерея в присылке в Комиссию народных училищ из Киевской духовной академии 30 из Черниговской и Переяславской семинара по 15 да из прочих ближних епархий 40 человек »  5 .



Глава «Комиссии о учреждении народных училищ» Петр Завадовский всегда просил учителей из Киева. Так, 4 октября 1789 он пишет Киевскому митрополиту: «Нет ли еще охотников, которые бы учительскому званию определить себя пожелали. Если таковых человек 15 отыщется, то Ваше Преосвященство много меня и училища здешния одолжите, когда их ко мне сюда отпустите» 6.

Митрополит Самуил Миславский с охотой выслал 15 учителей. Завадовский 4 ноября поблагодарил митрополита и опять просит: «Будет бы я не боялся обремены Вашу усердную преклонность, то еще бы просил к числу 15 человек прибавить 10»  7 . Удовлетворил митрополит и эту просьбу. «Обязательство тем усерднее и ревностнее исполняю, - писал он, - чем более нахожу опытов, удостоверяющий меня в пользе таковаго предприятия»  8 .


1 См .: Петров Н. Акты ... Т. IV. С. 149; Т. I. С. 138.

2 См .: Там же. Т. II. С. 91, 104.

3 См .: Там же. Т. V. С. 167.

4 См .: Там же. Т. V. С. 1.

6 рукоп. Церк.-археол. музея, Муз. № 49. Л. 1 - 2.

6 Петров Н. Акты ... Т. V. С. 175.

7 Там же. С. 179.

8 Там же. С. 179 - 180.


28 февраля 1790 Завадовский писал: «Сего февраля 14-го дня появились у меня Отправленные Вашим Преосвященством 25 человек; уже начали ученые свое, и я по всему самых лучших успехов ожидать от них смею »  1 .

И такая переписка тянулось постоянно, и украинцы ездили на учительские должности по всей Московии.

Приведу еще одно письмо главы «Комиссии о учреждении народных училищ» Петра Завадовского; вот что он пишет Киевскому митрополиту 4 октября 1789 об учителях-украинский «Между всеми присланнымы к должностям Учительский в Комиссию о учреждении училищ в разные времена и из разных духовных семинаров людьми наилучшими, способнейших, а более благонравнейшимы оказывались всегда обучавшиеся в Киевской духовной академии. По чему предпочтительно прочим и распределены к местам. Отправляйте настоящие свои должности с прилежание, искусством и благоповедением, споспешествуют они немало народном к сим училищам доверия, а потому и размножению самых училищ »  2 .


Так украинцы работали по школам всей России.

Да и не только в самой России украинцы заложили школу - они ездили учителями почти по всем славянским землям: они закладывали школы в Сербии и Болгарии. Так, 1733 целая партия студентов из Киева ездила в Сербию, закладывала там школы и учила в них. Через год митрополит Сербский писал о этих учителей-украинский, что они «в научении Искусные, нравию доброжительны, и в наставление учеников прилежны, тщаливы и охотни»  3 .


1 Петров Н. Акты .., Т. V. С. 182.

2 РКП. Церк.-арх. музей., Муз. № 66. Л. 1.

3 Петров Н. Акты ... Т. И. Ч. И. С. 235.




Я должен здесь вспомнить славного украинца Юрия Гуця (Венелин, 1802 - 1839), родом из Карпат. Он заинтересовался болгарами и всю свою жизнь отдал этому народу. Это Гуць написал первую историю болгар ( «О древних и новых болгар», 1829 г.), Это он воскресил болгарский народ, это он возродил национальность их, что понемногу погибала и забывала сама себя ... Гуць стал болгарским патриотом, и благодарна Болгария построила памятник этому славному украинцу.

В Украине при братских школах был такой обычай, чтобы учителя выдавали школьникам «записки», и с течением времени из этих записок и появились первые подручные школьные книжки. В Украине школьные книги были по всем наукам, и эти учебники учителя-украинцы понесли с собой и в Москву, где по ним и учились весь XVIII век, а то и далее.



Я уже раньше говорил, что по Москве ходили наши грамматики, буквари, учебник по истории и т. Д. Первый московский букварь 1634 хоть и имел в заголовке: «Труды и тщанием многогрешнаго Василия Федорова сына Бурцева и прочих сработников», однако это был прямехонько перепечатка коротенького нашего букваря, вышедшего в 1621  1 . Московские грамматики 1648 и 1721 - дословная перепечатка нашей грамматики Смотрицкого 1619

Учителями закона Божьего по всем лучших школах в России были больше украинцы, и учебники книгами закона Божьего за весь в XVIII веке были только те, которые составили сами украинцы - это катехизис Феофана Прокоповича и Петра Могилы  2 .


1 См .: Архангельский А. Из лекций. С. 141.

2 См .: Ежов А. По каким книгам обучались у нас Закона Божию в XVIII в. и чему обучались // Странник. 1896. Т. I. С. 607; Известия отд. рус. яз. и сл. Акад. наук. 1907. Кн. 6. С. 297, 298; Петров Н. Очерки ... С. 22.




Предыдущая часть:
Украинцы в Москве в XVIII в.

Tags: Украина, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal