istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Науку и культуру Московия заимствовала из Украины

7. Украинцы в Москве в XVIII в.

В XVIII веке украинское влияние на Москву не только не уменьшилось, но значительно увеличилось. Царь Петр, хорошо видел украинскую культуру, решительно стал на ее сторону, всегда уважал и защищал тех украинцев, которые помогали ему. И мы снова видим, что за весь XVIII век в московской культурной жизни лидируют, как и раньше, одни украинцы. Влияние это в XVIII веке отражалось на всей государственной жизни.

Украинцы заложили в Москве Славяно-греко-латинскую Академию вроде своей в Киеве, и учителей в эту Московскую Академию набирали за весь XVIII век  из одних украинский.

Об этом тогда Синод предписывал так: «В славено-латинских Московских школах мало учителей, а ко учению философии весьма никого нет; а слышно-де, что в Киеве обретаются ко учению философии, риторики и пиитики способный мужи... И по его великаго государя указу велено способных ко учению персон из Киево-Печерскаго монастыря, или где инде кто обретается, отправить к Москве обычайно на подводах без замедления» 1.

Управление академическое, профессора и казнодеи всегда были из Украины2. Московская Академия  следила  за переманиваем  к себе профессоров из Киева; однако в Москву шли без охоты, часто возвращались, а кое-кто и умирал с непривычки к климату  3 . Бывали случаи, когда не хватало настоящих профессоров, то на профессорские должности в Московской Академии брали даже студентов из Киева  4 .

На всех высших духовных должностях - митрополитами, архиепископами, епископами и игуменами сидели по всей России одни украинцы  5 . Украинцы-монахи еще с начала XVII века в большом числе переходили к московским монастырям  6 , видимо, убегая от притеснений Польши. А с 1654 эти переходы монахов сделались очень заметными, и московские монастыри наполнялись украинцами. Так, еще 1688 в Савво-Сторожевском монастыре было 165 монахов, и среди них 26 украинцев - и все эти украинцы были за старшую братию в этом монастыре, украинцем был и сам архимандрит - Сильвестр Черницкий  7.

В XVIII веке сплошь чисто высшие должности не только у себя в Украине, но и по всей России прибрали к рукам своим  украинцы. Дошло до того, что московское духовенство начало волноваться, и святейший Синод должен был заступиться за права великороссов. И 17 апреля 1754 при царице Елисаветы выдано было Высочайшего повеление о том, что на архиереев и на архимандритов можно рукополагать и москалей: «Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавет Петровна, Самодержица Всероссийская, сего апреля 17 дня повелеть соизволила: чтоб к произведению на праздныя ваканции во архиереи Ея Имп. Величеству от Св. Синода представляемы были из архимандритов и великороссияне, да и в архимандриты производимы б были же и из великороссиян...» 8.

1 Петров Н. Акты ... Т. I. Ч. I. С. 39.

2 Длинный список их см .: Там же. Т. I. Ч. II. С. 314 - 826; Т. II - V.

3 См .: Там же. Т. I. Ч. П. С. XVI.

4 См .: Там же. С. 325.

5 Длинные списки их см. в конце каждого тома «актов ...» Н. Петрова.

6 См .: Шляпкин И. Св. Д. Ростовский. С 99.

7 См .: Белокуров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 162.

8 Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. № 10216. С. 58 - 59.

Тогда были обычными такие письма, как, скажем, это, где киевского митрополита 1787 просят: «Пинский игумен Ревуцкий преставился... А как нет у меня людей, из коих бы мог кто тое место заступить, где особливо требуется начальник просвещенный и честной, то прошу покорнейше Ваше Преосвященство ученаго и качеств похвальных человека, для произведения туда во игумена, велеть, буди можно, немедленно ко мне отправить» 1.

А 16 мая 1794 было выдано высочайшего повеления: «Что как в новоучрежденных Минской, Изьяславской и Бряцлавской губерниях жители из унитов во многом количестве объявляют желание свое присоединиться к православной нашей церкве», то на это нужны были  «способный к тому духовныя особы»,- конечно, лиц этих набирают больше из Украины. На это же дело, чтобы помогать архиепископу Минскому, надо было еще и одного архимандрита, и на эту должность Синод назначает Новгородского монастыря архимандрита Варлаама, «який природой из малороссиян, обучен риторике, философии, и богословие, и разным языкам». I Синод к тому же приказал архиепископу Минскому «Помянутаго архимандрита Варлаама определить епархии своей в самый выгоднейшим монастырь настоятелем ...»  2 .

1 Труды Киев. дух. акад. Кн. 5. С. 344; Кн. 6. С. 568.

2 Петров Н. Акты ... Т. V. С. 198 - 200.




Предцдущая часть:
Грамматические украинские влияния

Tags: Украина, история, образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal