istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Как Украина Россию просвещала

Широкое украинское культурное влияние


И украинское влияние широкой рекой покатилось на Москву, и оно расширялось все больше и больше. Украинцы принесли с собой всю великую культуру, и влияние их отразилрсь в Москве на всей жизни. Оно отразилось на строительстве, на рисовании, на одежде, на пении, в музыке, на обычаях, на праве, на литературе и даже на самом русском языке. Все жизнь складывалась тогда так, что становилось невозможным прожить без украинца. Всяких ремесленников доставали из Украины; в Москву ездили наши кузнецы, гончары, шапочники, каретники, сапожники, масловары, шевцы перчаток, селитровары, злотники и т. д . 1

Современник так пишет в 1652 р. про наших купцов на Москві: «При проходе  послов купцы с товарами проходят под начал и оборон послов без всякаго мыта. А товары те суть, которые из Литвы с Руси Польской и из иных украйн купцы к Москве приносят: сукна, вещи шелковыя, атласы, камки... Временем и безлепицы коекакия привозят, откуды им от того и большая прибыль бывает, понеже бо и Московские люди временем худое скорее доброво купят; кому што попало по руке, тот за то больши и денег дает» 2.

Ремесленники-украинцы то сами ездили на Москву, то их туда призывали; в науку к ним поступали русские, и они готовили сукна, мыла, шапки, одежду и т. д  3 .

Немецкую одежду еще до Петра на Москву занесли украинцы. Так, летопись Самовидца рассказывает, что за царя Федора Алексеевича «одежду Московскую отменено, но по нашему носить позволил»  4 . А в другом месте о том же читаем в Летописи, что царь Федор «одежду малороссийскую великороссиянам повелел-казал носить».5 А Двинский летописец пишет, что 1679 из-за моря на кораблях приехали «к Архангельске огорода выходцы из Турския земли полоненые люди: Каким малороссиян да Константин украинец, оба в немецком платье» 6 .


Наши певцы-украинцы занесли на Москву и свою певческую одежду, и это одежда осталась везде по России еще и до настоящего времени - в кафедральных церквях певцы и теперь одеваются в особую одежду, которую перенято от украинцев еще в XVII - XVIII веках. Одежда эта состояла из короткого цветного кафтана, а поверх его одевали кунтуша с вылетами - пышную длинную одежду с откидными прорезанными рукавами. Одежда украинский очень приглянулась в Москве, и там ее завели сначала для придворных певцов, а затем, по приказу царя Николая I с 21 сентября 1832 И для всей России.7



1 Материалы для истории московского купечества. Т. I, Прил. 2. М., 1886.

s Шляпкин И. Op. cit. C. 56.

3 Там же. С. 55 — 56.

4 Летопись Самовидца. С. 152.

5 Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси. К., 1888 С. 32.

6 Титов. Летопись Двинская. М., 1889. С. 41.

7 См.: Ш-ий К.: Украинское происхождение певческих костюмов в кафедральних храмах России // Укр. жизнь. 1913. Кн. 7 — 8. С. 116 — 119.



Влияние украинцев на московскую церковь было таким огромным, что в Москве по церквам везде воцарилась украинское произношение, и это произношение оставалась здесь вплоть до начала XIX века, а кое в чем она осталась до настоящего времени  1 .



Лучшие люди в Москве неоднократно всё перенимали у украинцев. Учитель Петра I, князь Голицын, причесывался по-казацки.2 Патриарх Никон ездил в украинской бричке. Года 1666-го межигорский монах назначается царским садовником, и привозит из Киева сливы, виноград и фиги  3 . Царские потехи в XVII веке устраивали украинцы  4 . Из Украины края просят даже 1671 г.  «хлебника, который гаразд хлебов и пирогов печь...» 5.


Наших же украинцев всегда зовут учить царских детей.

Печатное дело в Украине стояла очень высоко. Киевские печатные шрифты так понравились в Москве, что 1669 Иннокентия Гизеля очень просили напечатать в Киеве книг для Москвы  6 .

1 Тимковский. Мое определение на службу // Москвитянин. 1852. Ч. 20.

2 Шляпкин И. Op. cit. С. 65.

3 Там же. С. 64.

4 Там же. С. 65.

5 Русск. Истор. библиотека. Т. V. Спб., 1878. С. 769.

6 Шляпкин И. Op. cit. С. 123.


Украинское влияние в книгопечатании отразилось даже в мелких деталях; так, в Москве в печатных книгах сначала нумерация была по оистам, и только потом, под нашим влиянием, стали нумеровать каждую страницу; под нашим влиянием стали разрывать в печатных книгах слово от слова, а до того их печатно вместе; даже знак переноса слов (дефис) заимствовали у нас. Заголовок книги в Москве любили давать с конца, и только под нашим влиянием начали ставить эти заголовки в начале книги.

Желая иметь у себя хорошие типографии,  Петр I посылал своих людей в науку к типографиям в Киев и Чернигов. Так, в феврале 1701 «отправлен был из московскаго Приказа книгопечатнаго дела в Киев и Чернигов книгопечатнаго дела знаменщик Михаила Дмитриев в книжный типографии для научения книжном печатном делу, составлять чернилы и всяком книжном урядству» ... Особенно Киевская типография славилась тогда очень хорошим шрифтом, бумагой и чистой работой  1 .

Отразилось наше влияние и на строительстве. Украинцы строили палаты и разрисовывали их по-своему.2 Года 1673-го часовщик-украинец Петр Высоцкий сделал в Коломенский палате край царского места дивом: медных львов, что сами шевелились и ревели  3 ; Семен Полоцкий на этих львов написал даже стихотворения в своем «Рифмологион» ... Перешли в Москву и те надгробия »могильные памятники, которые были везде по нашему краю  4 .

Наши художники часто ходили в Москву, часто их и призывали туда  5 ; поэтому не удивительно, что украинское влияние отразилось и на московской иконографии. Это из-за нас жаловались староверы, что «образы святые пишут неподобно: очи с шелухой, лицы румянныя за плотию жирные и дебелы, ризы немецкие ...»  6 . Наши гравюры,  так называемые «народные картинки» в большом числе шли на Москву.

«Как литература московская, — говорил академик Ф. Ив. Буслаєв, — во второй половине XVII века была под сильнейшим влиянием южнорусской, из которой она вносила в северо-восточную Русь западныя идеи, так и живопись московская той эпохи, без сомнения, многими успехами обязана мастерам южнорусским, произведениями которых были украшены как рукописи, так и старопечатныя книги» 7.

1 Бантыш-Каменский Д. История Малой России. К., 1903. С. 486, 605.

2 Шляпкин И. Op. cit. С. 60.

3 Забелин.. Домашний быт русских царей. С. 150.

4 Шляшсин И. Op. cit. С. 63. 6 Див.: Там же. С. 55.

6 Шляпкин И. Св. Д. Ростовский. С. 60.

7 Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913. С. 23.

Предыдущая часть: https://istrind.livejournal.com/472826.html

Tags: Украина, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “история” Tag