istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Украинские просветители Московии

Украинцы заводят школы в Москве

Нет ничего странного, что свою культуру мы начали передавать на Москву. Так везде бывает в жизни: народ с большим культурой, с большим образованием всегда влияет на своего соседа, а сосед перенимает все лучше.

И нет ничего удивительного, что наши украинцы рано стали появляться на Москве, где им давали большие должности. Еще в XIV и XV веках в Москве было уже немало украинцев, а в XVI веке их часто зовут туда на службу. А с 1654 из года  это движение на Москву набрало большого размаха, и с тех пор земляки наши «начаша приходить в великороссийской царство и водворятися».3


3 Рукоп. Синод. № 452, л. 13 об.

Москва видела культуру украинсцев, охотно принимала их к себе и хорошо платила. И потому в «далекую Московию», в «Московские страны» перешло много людей, которые приобрели там славу и себе, и своей Украине. Земляки эти наши понесли культуру свою на далекий север, пробудили ее от векового дрема и заложили там крепкие основы новой культуры.

Еще до Никона, когда в Москве признали потребность иметь ученых людей и задумали напечатать исправную Библию, то царь Алексей все это попросил из Киева, и 12 июля 1649 приехали в Москву украинцы-справщики Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий и старец Феодосий, а через год прибыл туда же Дамаскин Галицкий с иноком Марком.1


Среди них больше всего прославил себя Епифаний Славинецкий (умер 1675). Это был человек высокого образования, «муж многоученый, аще кто ин таков во времени сем, а не токмо грамматики и риторики, но и философии, и самый феологиы известный бысть списатель и искуснейший разсудитель» .
2


Славинецкий приобрел себе славу мужчины «весьма ученаго и мудраго» и имел большое влияние в Москве; он хорошо знал несколько языков, был «опасный претолковник еллинскаго славянcкаго и польскаго диалектов»
и оставил после себя «Лексикон греко-славяно-латинский».3

Через 15 лет, 1624, прибыл в Москву украинец Семен Полоцкий (1629 - 1680), призван туда учить царевичей Алексея и Федора и царевну Софью; учил и царевича Петра. Это был человек высокого образования, уже образования западной; он имел большое влияние на Москве и в государственной жизни, и в литературе, где он особенно прославился как поэт; он написал много трудов и среди них такие, как «Обед душевный» 1681 и «Ужин душевная» 1683, приобрели себе большой славы.

А потом и потащили на Москву наши земляки и  понесли туда свои силы и знания. Стефан Яворский (1658 - 1722), Димитрий Ростовский, в миру Даниил Туптало, (1651 - 1709) много сделали в Москве, а Феофан Прокопович (1681 - 1736) имел огромное влияние и на московскую науку, и на новую московскую литературу.4




1 «Прав. Обозр.». 1887. Т. 1. С. 163 — 164.

2 Морозов П. Op. cit. C. 50.

3 Там же.

4 Див.: Петров Н. Акты... Т. V. С. 24.


На Москве было много  работы, и украинцы стали там желанными людьми. Когда патриарх Никон начал проверять церковные книги, то к делу этого он позвал украинцев.1

Никон уважал украинцев и призвал их в свой Иверский монастырь, где и поручил им типографию.
2

Лучшие люди в Москве, те люди, которые определялись образованием, не чурались западной культуры, всегда дружили с укрианцами, уважали и защищали их. Такими были: патриарх Никон, потом Андриан, сам царь Алексей Михайлович, боярин Ртищев, Сильвестр Медведев, князь Василий Голицын, царевна София, царь Федор и многие другие. Царь Федор, который учился у Семена Полоцкого, всегда уважал украинский и любил их книги. «Он, - говорит о нем наш летописец, - великую любовь к нашему народу имел».4

Многим кому за эту дружбу с укрианцами пришлось  под худшие времена испытать и гонения. Примером, когда судили патриарха Никона, ему вспомнили и его склонность к Украинской.

Еще в половине XVII века, 1649, украинцы заложили в Москве первую в России организованную школу. Любтиец царский, молодой Федор Ртищев, с разрешения царя и патриарха, основал  в двух верстах от Москвы монастырь, и в 1649 позвал туда из Киева «иноков, изящных в учении грамматики словенское и греческой, даже до риторики и философии». Приехали сюда до тридцати украинцев. И они сейчас же начали учить своим наукам, и первым учеником был у них сам Ртищев.5




«Киевская наука была в Москве делом неслыханным и производила различное впечатление, — пише академік А. Пипін, — одни отнеслись к ней с полным сочувствием и желали отправиться в самый Киев для более широкаго образования; другие, верные старому обычаю, заподозрили в ней нечто зловредное и спасное!» 6.


1 > См .: Морозов П . Op. cit. C. 35.

2 Див.: Шляпкин И. Св. Д. Ростовский. С. 102.

3 Письма Лазаря Барановича. С. 101.

4 Летопись Самовидца. К., 1878. С. 162.

5 Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. С. 262.

6 Там же. С. 262.


И на второй год уже густо посыпались доносы на украинскую школу. Устроили большую тревогу, пошли обыски и допросы. На допросах говорили: «учится в киевлян Федор Ртищев греческой грамоте, а в тот грамоте и еретичество есть ... А боярин-де Борис Морозов держит отца духовнаго (только) для приликы человеческой, а еретичество-де знает и держит ... Кто по латыни научится, тот с праваго пути совратится ... » .1



Двое учеников, однако, поехали в Киев. И с этого снова сняли в Москве целую бучу. «Поехали они доучиваться в старцев-киевлян по-латыни, - жаловались богобоязненные московиты, - и как выучатся и будут обратно, то вот их будут великия хлопоты; надобно их в Киев не допустит и ворота назад »...

Еще до этого набросились на духовника этих несчастных любителей просвещения, чтобы он отговаривал их ехать в Киев: «Не отпускай, Бога ради, - говорили ему. - Бог твоей душе этого взыщет »  2

Так украинцы заводили школы в Москве.


1 Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. С. 262.

2 Там же. С. 262 — 263.

Это было продолжение. Начало здесь: Украинские корни Московской культуры

Tags: Украина, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Recent Posts from This Journal