istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Украинские корни российской культуры

Низкий уровень московской культуры

В Москве было много препятствий, которые всегда становились на пути к культурному развитию. Школ было малона  и науку там всегда смотрели косо, считали её дьявольским плодом. Знаменитый архиепископ Новгородский Геннадий в конце XV века жаловался на темноту в Москве: "Вот, - пишет он, - приведет меня человек к посвящению, я дам ему читать Апостола, и он не может иначать; Я дам ему псалм, а он и тут насилу справляется. Я выгоню его, а на меня ещё обижаются: "Земля, они говорят, такая; мы не можем найти человека чтоб грамоте учила"... И бьют мне челом: "Пожалей, господин, вели учить!" Я прикажу ему проговаривать эктении, а они к слову не способный. ты ему одно, а он тебе другое. Прикажу ему учить азбуку, и посидит немного и убежит "... 1.

На низкое образование жалуются в Москве и в  XVI веке. Так, в указах Стоглавого собора 1551 года крепко наказывабт, что те люди, которых учат на попов, хотя бы грамоту знали, хотя и не надеются, что это может быть выполнено. — Мы, говорили ставленники, — учимся у наших собственных отцов или их хозяев, и инде нам учиться негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, по тому нас и учат. А отцы их и мастеры, — насмішкувато додає Стоглав, — сами мало умеют, да и учитися им негде»...2.

Такое же  было образование в Москве и в более поздние времена. Как и прежде, мы долго спорили здесь, так как надо петь, будь то «Господи, помилуй» или «О Господи, помилуй», петь два раза аллилуйя или три раза, или с процессие, идти налево от церкви или вправо (« по солонь», по солнцу), или писать Иисус или Исус и т.д. Еще в XVII веке Москва живёт во тьме, а науку там смотрели, как  на «порождениє исконнаго врага человеческаго рода — диавола»3.

1 Костомаров Н. Русская история в жизненныхкризиях глав деятеев. СПб., 1888. . 329.

2 Стгхлав. Х. 12:30 а. 25.

3 Морозов П. Феофан Прокопович. 1880 СПб., 1880. . 49.

Западной науки и культураъы боялись и бежали от нее. Была даже поговорка: "Кто по-латыни учился, тот с  правильного пути совратился" 1.

Типография по всей России была только одна, в Москве, и она поставляла только церковные книги - ничего другого древняя московская типография знала 2.

1 П. Морозов. Феофан Прокопович. Pb., 1880, стр. 34.

2 Пыпин А. История русской литературы. СПб., 1902. Т. II. . 257, 318.

Человеку с образованием было трудно жить в Москве, поэтому не удивительно, что Максим Грек, человек с высоким западным образованием, быстро попал  в тюрьму, где провел более 20 лет. Не удивительно, что из тех 30 молодых людей, которых Борис Годунов отправил учиться за границу, только один вернулся домой... 1.

В самом конце XVII века, в 1698 году, Петр I тоже жаловался патриарху: «Священники у нас грамоте мало умеют... Ежели бы их... в обучение послать в Киев в школы...» 2.

Общественная жизнь в Москве всегда была достаточно подавлена. Высшее общество при царе не имело воли. Беглецы, которые иногда бежали к нам в Украину от гнева грозного царя, рассказывали о своей подневольной жизни и удивлялись, глядя на свободную волю украинского панства.  Роэтому не удивительно, говорит исследователь:  «южнорусские православные паны часто становятся главными начальниками войск, идущих против Московскаго государства; так, даже князь Осторожский с ожесточением воевал против Москвы, и свою ненависть к Москве передал и сыну» 3. Поэтому украинская войско было под Москвой вместе с польским во время Смуты.

И пока в Украине было полное самоуправление, в московских городах правили воеводы, которых их царь рассылал по Московии «на прокормление»: и эти воеводы  заботились только о том, чтобы ограбить народ; Конечно, не было суда над судьей...  4

«Москва долго не хотела сознаваться в недостатке своих образовательных средств», — пишет академик  А. Пыпин 5.
Школы настоящие, хорошей на Москве никогда не было, и там даже не знали, что это такое 6. Еще в 1640 году наш славный митрополит Киевский Петр Могила писал царю Михаилу Федоровичу, что Москве действительно нужно нзавести науку и  если царю  угодно, он обещал ему послать учителей. Но царь не обратил своего внимания на это 7.

1 См.: Аловай. История России. М., 1890. Т. III. К. 363 2 Морозов П. Op. cit.C. 61.

3 Архиечные южные и Западной Росси. Ч. 1. Т.В.С. 16.

4 Смотрите: Вот оно. . 17.

5 См.: Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. . 260.

6 Там. . 314.

7 Смотрите: там. . 260.



О жизни на Московии академик Пыпина говорил, что там были «церковный фанатизм, вражда к науке, упрямый застой, нравственное одичание и ожесточение...» 2.

1 См.: Пыпин А. История русской литературы. Т... 261.

2 Див.: Там же. С. 380.

Это была культура Москвы в то время, так как в Украине она достигла высокого уровня. И теперь нет никаких сомнений в том, что украинская культура для все время, аж до XIX века, всегда была намного выше, чем культура Москвы. Лучшие ученые, которые исследовали нашу старую жизнь, уже давно пришли к такому же мнению, - напомним академика Пыпина, профессора Архангельского, профессора Морозова, академика Перетца, профессора Петрова и многих других. Я уже говорил, о том что свидетельствует профессор культуры Архангельский; Приведу слова профессора Морозова: «Петр видел, что московское духовенство в своем образовании стоит неизмеримо ниже киевлян, что в Великороссии видится только «заматерелое грубости чудо, всех ужасных видов ужасное», и нет людей, которые могли бы руководить просвещением духовенства, заботиться о школах, следить за ходом и результатами преподавания; вот почему, желая поднять уровень образования в этой среде, он необходимо должен был обратиться к киевским ученым» 1.

Об этом пишет академик А.Пыпин: «Тем новым элементом, который с конца XVI века и особливо в течение XVII вмешался в московскую книжность и в конце концов возобладал над нею, были образование и литература, развившиеся в западной Руси и в Киеве... Но чем дальше, тем необходимее становились, однако, связи Москвы с юго-западом; собственных сил явно недоставало: из Москвы зовут киевлян для ученой работы... К половине XVII века в Москве было наконец понято, что для книжного дела нужны настоящие ученые люди: у себя дома таких людей не было; их стали призывать из Киева...» 2.

1 Морозов П. Феофан Прокопович. . 61.

2 Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. . 316, 324, 298.

Tags: Украина, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “история” Tag