istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Украинские корни российской культуры

Низкий уровень московской культуры

В Москве было много препятствий, которые всегда становились на пути к культурному развитию. Школ было малона  и науку там всегда смотрели косо, считали её дьявольским плодом. Знаменитый архиепископ Новгородский Геннадий в конце XV века жаловался на темноту в Москве: "Вот, - пишет он, - приведет меня человек к посвящению, я дам ему читать Апостола, и он не может иначать; Я дам ему псалм, а он и тут насилу справляется. Я выгоню его, а на меня ещё обижаются: "Земля, они говорят, такая; мы не можем найти человека чтоб грамоте учила"... И бьют мне челом: "Пожалей, господин, вели учить!" Я прикажу ему проговаривать эктении, а они к слову не способный. ты ему одно, а он тебе другое. Прикажу ему учить азбуку, и посидит немного и убежит "... 1.

На низкое образование жалуются в Москве и в  XVI веке. Так, в указах Стоглавого собора 1551 года крепко наказывабт, что те люди, которых учат на попов, хотя бы грамоту знали, хотя и не надеются, что это может быть выполнено. — Мы, говорили ставленники, — учимся у наших собственных отцов или их хозяев, и инде нам учиться негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, по тому нас и учат. А отцы их и мастеры, — насмішкувато додає Стоглав, — сами мало умеют, да и учитися им негде»...2.

Такое же  было образование в Москве и в более поздние времена. Как и прежде, мы долго спорили здесь, так как надо петь, будь то «Господи, помилуй» или «О Господи, помилуй», петь два раза аллилуйя или три раза, или с процессие, идти налево от церкви или вправо (« по солонь», по солнцу), или писать Иисус или Исус и т.д. Еще в XVII веке Москва живёт во тьме, а науку там смотрели, как  на «порождениє исконнаго врага человеческаго рода — диавола»3.

1 Костомаров Н. Русская история в жизненныхкризиях глав деятеев. СПб., 1888. . 329.

2 Стгхлав. Х. 12:30 а. 25.

3 Морозов П. Феофан Прокопович. 1880 СПб., 1880. . 49.

Западной науки и культураъы боялись и бежали от нее. Была даже поговорка: "Кто по-латыни учился, тот с  правильного пути совратился" 1.

Типография по всей России была только одна, в Москве, и она поставляла только церковные книги - ничего другого древняя московская типография знала 2.

1 П. Морозов. Феофан Прокопович. Pb., 1880, стр. 34.

2 Пыпин А. История русской литературы. СПб., 1902. Т. II. . 257, 318.

Человеку с образованием было трудно жить в Москве, поэтому не удивительно, что Максим Грек, человек с высоким западным образованием, быстро попал  в тюрьму, где провел более 20 лет. Не удивительно, что из тех 30 молодых людей, которых Борис Годунов отправил учиться за границу, только один вернулся домой... 1.

В самом конце XVII века, в 1698 году, Петр I тоже жаловался патриарху: «Священники у нас грамоте мало умеют... Ежели бы их... в обучение послать в Киев в школы...» 2.

Общественная жизнь в Москве всегда была достаточно подавлена. Высшее общество при царе не имело воли. Беглецы, которые иногда бежали к нам в Украину от гнева грозного царя, рассказывали о своей подневольной жизни и удивлялись, глядя на свободную волю украинского панства.  Роэтому не удивительно, говорит исследователь:  «южнорусские православные паны часто становятся главными начальниками войск, идущих против Московскаго государства; так, даже князь Осторожский с ожесточением воевал против Москвы, и свою ненависть к Москве передал и сыну» 3. Поэтому украинская войско было под Москвой вместе с польским во время Смуты.

И пока в Украине было полное самоуправление, в московских городах правили воеводы, которых их царь рассылал по Московии «на прокормление»: и эти воеводы  заботились только о том, чтобы ограбить народ; Конечно, не было суда над судьей...  4

«Москва долго не хотела сознаваться в недостатке своих образовательных средств», — пишет академик  А. Пыпин 5.
Школы настоящие, хорошей на Москве никогда не было, и там даже не знали, что это такое 6. Еще в 1640 году наш славный митрополит Киевский Петр Могила писал царю Михаилу Федоровичу, что Москве действительно нужно нзавести науку и  если царю  угодно, он обещал ему послать учителей. Но царь не обратил своего внимания на это 7.

1 См.: Аловай. История России. М., 1890. Т. III. К. 363 2 Морозов П. Op. cit.C. 61.

3 Архиечные южные и Западной Росси. Ч. 1. Т.В.С. 16.

4 Смотрите: Вот оно. . 17.

5 См.: Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. . 260.

6 Там. . 314.

7 Смотрите: там. . 260.



О жизни на Московии академик Пыпина говорил, что там были «церковный фанатизм, вражда к науке, упрямый застой, нравственное одичание и ожесточение...» 2.

1 См.: Пыпин А. История русской литературы. Т... 261.

2 Див.: Там же. С. 380.

Это была культура Москвы в то время, так как в Украине она достигла высокого уровня. И теперь нет никаких сомнений в том, что украинская культура для все время, аж до XIX века, всегда была намного выше, чем культура Москвы. Лучшие ученые, которые исследовали нашу старую жизнь, уже давно пришли к такому же мнению, - напомним академика Пыпина, профессора Архангельского, профессора Морозова, академика Перетца, профессора Петрова и многих других. Я уже говорил, о том что свидетельствует профессор культуры Архангельский; Приведу слова профессора Морозова: «Петр видел, что московское духовенство в своем образовании стоит неизмеримо ниже киевлян, что в Великороссии видится только «заматерелое грубости чудо, всех ужасных видов ужасное», и нет людей, которые могли бы руководить просвещением духовенства, заботиться о школах, следить за ходом и результатами преподавания; вот почему, желая поднять уровень образования в этой среде, он необходимо должен был обратиться к киевским ученым» 1.

Об этом пишет академик А.Пыпин: «Тем новым элементом, который с конца XVI века и особливо в течение XVII вмешался в московскую книжность и в конце концов возобладал над нею, были образование и литература, развившиеся в западной Руси и в Киеве... Но чем дальше, тем необходимее становились, однако, связи Москвы с юго-западом; собственных сил явно недоставало: из Москвы зовут киевлян для ученой работы... К половине XVII века в Москве было наконец понято, что для книжного дела нужны настоящие ученые люди: у себя дома таких людей не было; их стали призывать из Киева...» 2.

1 Морозов П. Феофан Прокопович. . 61.

2 Пыпин А. История русской литературы. Т. 2. . 316, 324, 298.

Tags: Украина, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Posts from This Journal “история” Tag