istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Одоакр - король русов - 477 г.



Перед нами фотография памятной плиты из капеллы Максимуса (Maximuskapelle) в "Зальцбургских катакомбах" (совр. Австрия) с надписью, повествующей о гибели святого и его сподвижников:

“ANNO DOMINI CCC LXXVII ODOACER REX RHUTHENORUM GEPPIDI GOTHI UNGARI ET HERULI CONTRA ECCLESIAM DEI SEVIENTES BEATUM MAXIMUCUM SOCIIS SUIS QUINQUA GINTA IN HOC SPELEO LATITANTIBUS OB CONFESSIONEM FIDEI TRUCIDATOS PRECIPITARUNT NORICORUM QUOQUE PROVINCIAM FERRO ET IGNE DEMOLITI SUNT”.

Перевод: “Лета Господня 477. Одоакр, король рутенов, гепиды, готы, унгары и герулы свирепствовали против Церкви Божьей, сбросили со скалы блаженного Максима с его 50 товарищами, которые спасались в этой пещере, а провинцию Норик опустошили мечом и огнем”.

Сохранившаяся до наших дней надпись датируется началом XVIв., однако, очевидно, она имеет более древние истоки.

Итак, Одоакр, легендарный предводитель "северных варваров" в центральной Европе, низложивший последнего императора Западной Римской Империи Ромула Августула и господствовавший после этого в Италии, в надписи назван "королем рутенов".

Как известно, рутенами (русинами) в западноевропейских средневековых источниках именовали русов. Надо сказать, Одоакра русином называет далеко не только приведенная надпись. Так, западноевропейские хронисты Готфрид из Витербо (XIIв.), Мартин из Опавы (Троппау) (XIII в.) считают его русином по происхождению; об этом пишет и польский автор Я.Длугош (XVв.).
В более древних и аутентичных источниках нет единого мнения насчет происхождения Одоакра. Ситуацию усложняет то, что он был “королем племен” (“rex gentium” по Иордану), т.е. разных народов. Называют его и скирром, и герулом. Автор же VIв. Иордан причисляет Одоакра к ругам.

И именно это свидетельство хорошо согласуется с данными источников, авторы которых считали короля русином, ибо существуют серьезные основания для отождествления ругов и русов. Как вполне справедливо отметил проф.А.Г.Кузьмин,тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт, прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать.

Любопытно, что события Vв. с участием Одоакра, по всей видимости, оставили след и в русских летописях: новгородский летописец (Н I ст., список XIIIв.) упоминает в негативном плане "поганого злого Дедрика" - готского короля Теодориха, непримиримого врага Одоакра. Сюда же следует отнести и более поздний "Белоцерковский универсал Б.Хмельницкого" в изложении С.Величко, где Одонацерь-Одоакр назван князем русов из Ругии  "от Поморья Балтийского или Немецкого".


В целом, можно отметить существование устойчивой традиции, сохранявшей на протяжении веков память об Одоакре как "короле русов". И данная традиция, помимо прочего, находится в ряду многочисленных свидетельств, указывающих на тождественность ругов и русов.
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Journal