istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Этот День в истории: Крещение Руси



Ключевое событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева Владимиром Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.
В 988 году князь Владимир решает креститься от Константинопольской церкви и впоследствии присланное в Киевскую Русь Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевлян в водах Днепра и Почайны.

День Хрещення Київської Русі щороку відзначається на державному рівні. Датою свята обрано 28 липня – адже саме цього дня православний світ вшановує пам’ять рівноапостольного князя Київського Володимира Святославовича.


Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») есть в Повести временных лет:
В лето 6582 (1074 год). … Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Руськои
Въ лѣто ҂ѕ҃ ф҃ п҃ в҃ · … Тако же и другыи братъ именемъ Єремѣи иже помнѧше крс҄щниє земли Руськои …

Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (988 год) имеет следующий текст (молитва князя Владимира):

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей — Руськую землю и просветил её крещением святым
Въ лѣто ҂ѕ҃ ѵ҃ ч҃ ѕ҃ · Блгс҄нъ Гс҄ь Іс҄съ Хс҄ъ иже възлюби новꙑꙗ люди Руськую землю . и просвѣтити ю кр҃щениємь ст҃мь

Тогда же была создана Киевская православная митрополия Константинопольского патриархата, которая существует по сей день.

Кафедра митрополита находилась со времени Крещения Руси (988) в Киеве. Впоследствии резиденция митрополита была перенесена во Владимир-на-Клязьме (1299)

ПЕРЕНОСА КИЕВСКОЙ КАФЕДРЫ В МОСКВУ НИКОГДА НЕ БЫЛО




Акт передачи Киевской митрополии масковськаму патриархату был всего лишь концессией.
Об это говорится в докладе Константина Ветошникова представленном в Белграде:
La «concession» de la métropole de Kiev au patriarche de Moscou en 1686 : Analyse canonique.
К. Ветошников - доктор богословия Университета Аристотеля в Салониках (Греция), доктор истории (Практическая школа высших исследований, Сорбонна, Париж), научный сотрудник византийской библиотеки (Collège de France, Париж).

Внешние обстоятельства передачи в концессию Киевской митрополии, которые упомянуты в текстах официальных актов, таковы. Там говорится о невозможности рукоположения либо назначения митрополита Киевского Константинополем из-за того, что эти территории вошли в состав Московского царства, которое тогда находилось в состоянии войны с Османской империей. И было проблематично совершать поездки между двумя странами и иметь какие-то контакты. Кроме того, там были и внутренние проблемы: население части западноукраинских земель стало переходить в унию. По мнению многих историков, одной из причин этого было и нежелание населения переходить в подчинение Московскому царству. Также нельзя забывать и то, что Киевская кафедра длительный период оставалась вакантной из-за препятствий со стороны московского правительства и гетмана, согласившегося на подчинение Московскому царству (как политическое, так и церковное).

Иными словами, избрание Киевского митрополита зависело от воли государственных чиновников, правительства. Именно московское правительство, говоря нынешним лексиконом, осуществляло вмешательство в церковную жизнь.

Ведь митрополит уже долгое время выбирался на соборе в Киеве, и это избрание должны были только утверждать в Константинополе.

В документе на концессию Киевской митрополии нет условия, что когда обстоятельства, которые привели к такому состоянию дел, будут устранены, то история должна вернуться в исходное состояние. То есть, канонически должно быть априорным, что любое временное состояние должно быть устранено, если устранена причина его возникновения.

Во всех актах Константинопольского Патриархата, когда совершается какое-то действие, указывается, что это «на вечные времена и до скончания века», и что так будет постоянно и никаких изменений быть не должно, либо указывается срок, на который данное постановление распространяется. Даже вставляют клаузулу, что если кто-то попытается изменить эту ситуацию, да будет анафема. Но в данном случае мы ничего подобного не видим.

В данной редакции, которую в России именуют актом о переносе митрополии в Москву, говорится, что Владимир да будет второй резиденцией митрополита Киевского, чтобы он с этой епархии имел доходы для существования и администрации митрополии. И что когда Киев вернется в свое изначальное состояние, и митрополит сможет туда возвратиться и жить, но Владимир все равно останется «на вечные времена» его второй резиденцией, и митрополит Киевский туда может приезжать и служить, и пользоваться всеми благами.

Перенос резиденции и перенос кафедры это не тождественные понятия.

В 1299 году при митрополите Максиме, когда состоялся «перенос кафедры», он просто переехал, оставив свою кафедру.
То есть, переноса кафедры никогда не было!

Все митрополиты, даже те, которые жили во Владимире и потом в Москве, как бы их ни пытались назвать митрополитами Московскими, таковыми никогда не были. Потому что в Москве не было даже простой епископской канонической кафедры. Кафедральным городом, к которому относилась Москва, скорее всего, был Владимир. Также было указание, что митрополит Киевский сохраняет «на вечные времена» Владимирскую кафедру за собой. Это его вторая епархия. Причем в документе указано, что он не является там епархиальным епископом и не имеет права восходить на горнее место и восседать на нем. Такие ограничения давались тем епископам, которые управляли епархиями, им не принадлежащими. На горнем месте по традиции садится только местный законный епархиальный епископ. Например, даже когда Патриарх или старший епископ приезжали, либо оба они становились ниже, либо местный епископ становился на горнее место. Иными словами, было подчеркнуто, что это не его епархия. Его епархия - Киевская.


8 правило Третьего Эфесского собора
да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но если кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская… Если же кто предложит постановление противное тому, что ныне определено: угодно всему святому и вселенскому Собору, да будет оно недействительно.

Вселенский патриархат подтвердил, что дочерью украинской церкви является московской, а не наоборот

Об этом заявил член Святого и Священного Синода Вселенского патриархата, митрополит Элпидофор в интервью российскому изданию "Православие и мир"

"В случае с украинской церковью по крайней мере парадоксальным и искривленным является утверждение кого-либо о том, что церковь в Москве является матерью церкви Украины. Как раз наоборот. Московская церковь является дочерью украинской церкви, которая - украинская церковь - является дочерью Вселенского Патриархата. Знаете, что христианизация (крещение) Руси (росов) - не россиян, а как известно, Киевская Русь - это другое, то есть сегодняшних украинцев, - произошло при Владимире, с его обращением. Следовательно, юрисдикция Вселенского патриархата - это Украина, это Киев, а следовательно и мать-церковь", - сказал он.



На уточнение журналиста, что тогда не было Украины ...

«Была; территория может называться по-разному, но земля та же, нас не интересует название, территория, нас интересует каноничность. Возможно, называлась по-другому, но мы говорим о той же землю, по крайней мере о той же географической территории. Так, украинской церкви является матерью церковь в Константинополе, а московской церкви является матерью церковь в Киеве. Между прочим, это было признано и сказал сам Московский патриарх Кирилл, находясь с официальным визитом в Константинополе, что для нас Киев наша родина, наша мать. Так, как видите, вещи с другой точки зрения изложена, и сегодня никто не может утверждать, что московская церковь является материнской церковью для Украины. Это - исторически и канонически, и во всех отношениях парадоксально утверждать нечто подобное.»


Tags: история, русь, украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments