istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Донские казаки в Золотой Орде

Происхождение и история донских казаков в книге Гордеева А. А.  "Золотая Орда и зарождение казачества"
Этот обширный исторический труд написан Андреем Андреевичем Гордеевым, потомственным донским казаком, офицером-фронтовиком, служившим в Донской белоказачьей армии.
В "Истории казачества" удивительным образом соединились военная летопись России и хроника ратных дел русского казачества.

Андрей Андреевич Горде́ев (30 ноября (12 декабря) 1886 года, станица Усть-Хопёрская, Область Войска Донского, Российская империя — 8 ноября 1977 года, Нант, Франция)—  военный историк, исследователь истории казачества, вопросов его происхождения и становления, до эмиграции полковник Донского казачьего войска. Георгиевский кавалер


Выбрал то,  что может показаться интересным.

§7
Легкая конница в составе Золотой Орды
и ее военные свойства
(Стр. 41)
Основу
легкой конницы в составе монгольских войск составляли
«казачьи» войска, состоявшие из племен сибирских орд
«касахов» и Средней Азии — узбеков. После покорения
этих племен монголами, они вошли в состав их армии и
появились с ними в пределах русских степей. «Казачьи»
племена пришедшие с монголами с востока, были или кочевники или полукочевники. Они были по количеству
недостаточны выполнять возлагавшуюся роль на легкую
конницу, после покорения русских княжеств и образовавшегося обширного государства.
В числе русского покоренного монголами населения, наиболее отвечавшим требованиям несения службы в составе
легкой конницы, было население Приазовской Руси, народы
Северного Кавказа и остатки половцев, которые и служили
кадрами для формирования легких, вспомогательных частей конницы.
§ 8
Золотая Орда под властью хана Батыя 1237-1254 года
(Стр. 42)
Среди всех восточных народов,отличавшихся свойствами лихих наездников,
казачьи особенности служили примером. Среди восточных
народов было распространено представление, служившее
примером для конницы: действовать по «казачьи». В записках Тамерлана сообщается: «Усвоивши манеру сражаться по казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог,
как казак, проникнуть в расположение моих врагов».
В 1252-53
годах из Константинополя через Крым в Ставку Батыя и
дальше в Монголию, проезжал со свитою, посол короля Людовика IX, Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижному течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в
смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а так же одежду и образ жизни. Средства
для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и
огородничеством.  Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с
другими народами, русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами:
охотой, скотоводством, рыболовством. Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек — повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома. По нижнему течению Дона, еще спустя 10 лет, при проезде Рубрикуса, везде были видны трупы, избитого населения при взятии монголами Танаиса русов, алан и куманов».
§ 12
Происхождение слова атаман
Стр. 63
Слово атаман, как и значение многих других
названий в русском языке, составляет до сих пор один из
неразрешенных вопросов.
Исследования современных историков происхождению
слова атаман дают совершенно новое объяснение и производят его от монгольского слова, существовавшего в их
военном обиходе — отец-командир.

Хотелось бы ещё привести здесь свидетельсто  Исаака Масса, которое полностью совпадает с А. А. Гордеевым.
свидетельство Исаака Масса, голландского купца, путешественника и дипломата, написавшего в 1612-м году следующее...
Эти казаки  различных  племен  (is  een  soorte von alderley natie),  из Московии,  Татарии,  Турции,  Польши,  Литвы, Корелии (Corelen)  и  Неметчины,  по большей части московиты и говорят по большей  части  по-московски,  но  сверх  того  между  собой  они употребляют  особый  язык (bysonder gemaeckte spraecke),  который они  называют  "отверница"  (Otvernitza),  и  это  народ  -  по большей   части   бежавшие  от  своих  господ  холопы  (lyfeygene knechten),  плуты,  и воры,  и различные бездельники (boeven),  и поселяются  они  главным  образом  в татарских степях,  близ реки Волги,  также неподалеку от Дона (Donauwe) и Борисфена [Днепра] и переходят  с  место  на  место  и  строго  соблюдают  между собою справедливость и добрый порядок,  сами избирают себе начальников, коим   беспрекословно   повинуются,   и   называют  их  атаманами (Ottomanni) по народу,  от которого происходят турки,  как о  том можно прочесть в истории их происхождения.

Эти казаки служат за деньги почти всем государям, которые их призывают,  а также и без денег,  ради одного грабежа, но впрочем прежде они почти всегда служили московитам, когда на них нападали различные татары,  что часто случалось;  но как раз в то время по попущению  божьему  казаки взбунтовались против Московии и начали грабить всех купцов,  торговавших в Персии,  Армении, Шемахе и по берегам Каспийского моря, и даже убивали многих, не ведая за что.

Взял здесь:
 https://amp-amp.livejournal.com/223113.html
Но вернёмся снова к Гордееву:
Военачальники военных поселений «Ордынской Руси»
или подвластных монголам казачьих войск, не носили титулов монголо-тюркских начальников, князей, беков, а назывались воеводы, сотники и урядники. Высшие командные
должности в казачьих войсках занимались монголами и
главным военным лицом являлся темник. Современные исследования слова атаман производят от соединения
двух монгольских слов: ата-батя или отец и темен — или
темник. Из соединения этих слов происходило название —
аттамен — означавшее отец-темник. Среди вооруженных сил «Ордынской Руси» на ряду с национальными названиями военачальников, постепенно усваивалось и название высшего начальника ата-темена, что в несколько
измененой форме, правратилось в атаман. («Енциклопедия русского языка». Горячев).
Таким образом, название атаман в казачьем быту появилось со времени их зарождения под властью монгол и прочно укрепилось в их быту и сохранилось на все
время их исторического существования. Тоже происхождение имело и название гетман, с некоторым изменением
в произношении, в связи с местным наречием.
Казачьи поселения в составе Золотой Орды
Вся жизнь казаков проходила в поле
и на коне. Они жили в постоянной тревоге, и лучшим их
товарищами были «хороший боевой товарищ-конь и меткая стрела в колчане». Казаки сживались с создавшейся обстановкой, привыкали к условиям быта. Длиннополая русская одежда была заменена на более удобной для верховой
езды, заимственная у приазовского русского народа, чекменем и коротким кафтаном: щеголеватый вид, ношение
серьги в ухе и взбитый чуб, — были заимствованы у казачьей орды с реки Енесия.
Казакам купание в реках не запрещалось, но их
национальный обычай «париться в банях» не только был
для монгол не понятен, но вызывал в них ужас. Почему
обычай этот, постепенно изживался и казаками и бани не
строились. Русское название сел, по примеру татарских юрт,
стали называтфся «хуторами» или городками. Пребывание
казаков в общении с окружающими их монголами и других иноземных племен, приводило их к неизбежности смешанных браков, ассимиляции многих из них в своей среде,
что отражалось на их биологических свойствах и создавало особый казачий тип, вспоследствии, отличавший их от
народа северо-западных русских княжеств
§ 15
Золотая Орда после гибели хана Берке и слабость
центральной власти. 1266-1299 годы
Стр. 69
Так под властью монгол происходила обособленность
части русского народа, разселенного в степной полосе, и
поставленного в непосредственное управление монгольских
начальников и составлявшее их служилые части.
Золотая Орда после гибели хана Берке и слабость
центральной власти. 1266-1299 годы
Вооруженные силы, которыми пользовались в своих междуусобицах князья, состояли, приемущественно, из состава русских, находившихся в войсках монгол, т. е. казаки. По сведениям русских
историков Татищева и Болтина «имя казаков на Руси стало
известно от монгольских баскаков, какие, начальствуя в
российских городах, имели при себе казаков для охраны и
других надобностей.
Узбек — хан Золотой Орды и положение в русских
княжествах и соседних странах — Литвы и Польши.
1312-1341 годы
Состав Золотой Орды составляли на 2/5 русское население. Вооруженные обслуживания границы и ямщицкие
линии и рабочую силу составляли преимущественно из русского населения. Эта масса должна была иметь так же влияние на быт и культуру монгол. Ко времени правления
хана Узбека, в составе населения казаков сменилось несколько поколений. Они привыкли к своим землям и порядкам Золотой Орды.
В составе Золотой Орды казаки составляли поселения, составленные по национальным признакам
Во главе казачьих поселений стояли темники, тысячники
и баскаки. Верховным главой правительства для всех являлся главный хан, который среди русского населения носил название царя. Царь-хан был главой государства, имя
которого произносилось на всех эктениях церковного богослужения в христианских храмах и возглашалось: «Благоверному Государю и Благоверной Государыне, народу их
и всем православных христианам...»
Имена русских князей
не могли быть произносимы на ряду с ханским именем,
потому что они не входили в иерархию правящего слоя
монгол. Кроме того, даже митрополит не мог провозглашать имени русского князя на эктениях потому, что в процессе княжеских междуусобиц великими князьями назывались владимиро-суздальские, тверские, ростовские и другие.
Частная смена кандидатов, получавших ханский ярлык великого князя, также не создавала основания твердой центральной власти русского народа. Великокняжеская власть
являлась «фикцией», не имевшей за собой никакой силы.
Населения казаков в составе Золотой Орды было настолько многочисленно, что количество его могло поддерживаться собственным приростом, и почему сведения некоторых летописцев можно принять за действительсть, что
хан Менгу-Тимур, передав право сбора дани русскому князю, избавил русский народ от дачи десятого человека для
пополнения вооруженных сил.
§ 17
Движение Литовского княжества на Восток и влияние его
на судьбу русских княжеств, казачьих поселений и историю
Золотой Орд
Стр. 77
Условия быта русского народа было настолько тяжелыми и неприглядными, что могли у казаков вызывать
одно желание не попасть в то-же положение. Княжеские
междуусобицы, споры их в Ставке хана, унизительное положение и частые открытыя казни, нередко производившиеся «обусурманившимися» русскими же, не могли внушать казакам никакого уважения к ним. Кроме того, князья
в междуусобицах пользовались теми же казачьими войсками, позволяли им грабить земли своих противников, ставили князей в известную зависимость от войск, которыми
они пользовались, — в войсках создавалось сознание в полной безпомощности русских князей.
По распоряжению хана, те-же войска в другое время давались противнику и под
его руководством грабили и разоряли земли прежнего князя. Таким образом, отчужденность казачьего населения от
русского населения еще больше углублялась.
Для спокойного существования казачьих войск необходима была твердая власть законного хана. По установившемуся представлению во владениях монгол, законными
ханами признавались лишь прямые потомки Чингис-Хана.
Законная преемственность обеспечивала в большей мере от
других претендентов захвата власти, приводившая всегда
к внутреннему разстройству страны' Порядок законной преемственности ханской власти был усвоен казаками и ими
поддерживался.
В 1377 году ханский стол Орды захватил Мамай, и
авторитет хана совершенно пал. Главную опору Мамая составляли племена тюрко-финских народов Поволжья. Мелкие владетельные ханы распавшейся Орды, вышедшие из
подчинения центральной власти, представляли постоянную
угрозу для соседей: они самочинно делали нападения, производили грабежи и требовали против них вооруженные
силы для отражения. В начавшемся развале, менялись условия быта донских казаков. Они были по своему географическому расположению совершенно не в благоприятных
отношениях. Они были разселены на значительном пространстве — по течению Дона от р. Вороны — до устья; в
Приазовье они были разбросаны по городам и торговым
портам для их охраны; еще значительно дальше от этих
главных масс были части их на Гребне и Яике
§ 21
Золотая Орда после нашествия Тамерлана. 1380-1405 гг.
Стр. 97
В 1399 году из Москвы в Константинополь по Дону проезжал митрополит Пимен и сопровождавший его дьякон Игнатий,
оставил записки, в которых писал: «По Дону никакого населения нет, только виднелись развалины многих городков
и только в низовьях Дона яко песок были мнози кочевыя
орды Тохтамыша...» Течение Дона от устья Хопра, казаками
после нашествия Тамерлана было очищено.
Относительно части «низовых казаков», оставлены
сведения иностранных хроникеров. В 1400 году венецианский посол, Бусбек, писал: «Многочисленные народы русов, черкесов, ален приняли нравы монгол, их одежду и
даже язык, составляли части многочисленных войск крымских ханов...». Другой венецианский посол, проживший в
Крыму 14 лет, Иосафо Барбаро, тоже в это время писал:
«В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся
казаки, исповедывавший христианскую веру и говоривший
на русско-татарском языке. Казаки имели своих выборных
атаманов, или «шурбашей», имена которых становились
известными из переписки московских князей с крымскими
ханами Это было время, когда донские казаки на долгое
время географически разделились на две части: «низовых»
и «верховых» казаков. Каждая из этих чаете' устраивала
свою судьбу в зависимости местных условий.
§ 23
Княжение Василия Васильевича Темного. 1425-1462 годы
Стр. 103
В 1445 году были собраны войска и под начальством
князя и выступили против татар. Войска московского князя
были разбиты и сам он был взят в плен. Таково было, по
своей трагичности, начало борьбы Москвы с Казанью. Москва переживала тревогу, и ожидала появления татар под
Москвой и захват ее татарами. В стране начался сбор
средств для выкупа князя. Через некоторое время, средства были собраны, и князь Василий за 200.000 руб. был отпущен татарами в Москву.
С князем из Казани явилось большое количество татар, перешедших к нему на службу. Перешедшие татарские вельможи с их окружием и войсками были князем приняты на
службу, награждены землями и волостями, и поставлены
в стране в качестве «служилых людей». В Москве повсюду
слышна была татарская речь.
Орда, распададасяь, делила и ее наследство — ее вооруженные силы. Каж дый хан, уходя из-под власти главного хана, уводил с собой племенной состав и часть войск,
в числе которых значительное количество было казаков.
К началу 15 ст., по историческим сведениям, которые до
последнего времени составляют загадку для историков, во
всех образовавшихся ханствах, были казаки. Казаки были
при ханах Астрахани, Сарая, Казани, и в значительной части, крымских ханах.
Казаки, находясь в составе татарских или монгольских войск, сохраняли свой родной язык, но они все говорили и на языке государственном, т. е. татарско-монгольском. Появившись в переделах Москвы со своими ханами,
они так же говорили на государственном языке, что производило в населении представление, что Москва наполнилась татарами и слышна только татарская речь
Пленение московского князя, Василия, имело еще более тяжелые для него последствия по возвращении его в
Москву. Двоюродный его брат, Шемяка, стал обвинять его
в том, что «навел на Москву татар». «Чему еси татар привел на русскую землю и города им дал еси, волости надавал еси на кормление; татар и речь их любишь паче меры,
а крестьян томишь паче меры без милости, а злато и серебро и имение даешь татаром...».
Вывод русского населения в
Золотую Орду продолжался с первых времен покорения
русских княжеств. Батый покорив северные русские княжества, вывел количество населения из этих княжеств, увеличившие его вооруженные силы на 300.000 человек. Вывод
1/10 населения продолжался, потом, ежегодно, кроме еще
екстренных наборов на случай войны. Все выводимое население вливалось в состав орды, и ставилось на обслуживание страны. Вывод населения монголами был прекращен,
когда орда была совершенно обеспечена русским народом и Русь была освобождена от этого вида дани, «дани
тагмы или крови».
§ 24
Княжение великого князя Иоанна III. 1462-1505 годы.
Стр. 119
В быту первобытных кочевых народов военные качества, храбрость, отвага и бесстрашие составляли главные достоинства человека и эти качества всячески развивались и
поддерживались. Казаки в течение двух сот лет состояли
на службе татар, сжились с их бытом и нравами, усвоили
их военную психологию. О качествах, внутреннем быте и
психологии казаков продолжали писать иностранные наблюдатели и во время непосредственно относящееся к происходившим событиям. В конце 15 ст. византийский путешественник, Г. Пахимер, писал: «Многочисленные народы
русов, черкес, алан, принявшие нравы монгол, их одежду
и даже язык, находясь на службе монгол, составляют с ними бесчисленные войска»
Казаки, сближаясь с русскими князьями, стремились сохранить быт служилого войска, существовавший в условиях
быта Золотой Орды.
На месте распавшейся Золотой Орды, существовало несколько ханств, державших Русь под
угрозой нападений и ханы их, претендовали на преемственность ханов Золотой Орды, требовали дани и покорности.
На западе Литва и Польша не оставляли мысли поглощения
Московии. Внутренее положение было далеко не прочным.
Удельные князья не охотно признавали авторитет бывшего
равного им, московского князя, и противились образованию твердой самодержавной княжеской власти, требовавшейся условиями общей обстановки.
Tags: донские казаки, история, московия, московское государство, московское княжество, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

Recent Posts from This Journal