istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Category:

Московские князья в Золотой Орде



Больше всех времени в Орде провели князья Нижегородско-Суздальского дома – Василий Дмитриевич Кирдяпа и его брат Семен Дмитреевич – 7 и 9,25 лет соответственно. Будучи заложниками (Василий
Кирдяпа) и изгнанниками (и Василий, и Семен) они вынуждены были
пребывать в степи более длительное время, нежели другие князья. При этом
князь Семен провел в Орде 48,7 % от лет правления в уделе и 18,5 % от лет
жизни.
Из великих князей самое длительное пребывание зафиксировано у
Ивана Даниловича (Калиты) – более пяти лет. Он совершил восемь поездок.
Довольно длительное пребывание в ставке хана – 4,5 года – отмечено у
Александра Невского; 4 года - у Глеба Васильковича Белозерского (брата
Бориса Васильковича Ростовского), Андрея Александровича Городецкого
(сын Александра Невского).

Наиболее значительная доля пребывания при ордынском дворе
отмечается у нижегородских князей братьев-Борисовичей: Ивана и Даниила.
Первый, в общей сумме четырежды побывав в ставке хана, провел в Орде
до 50 % от времени своего княжения. Второй, трижды ездив в степь, около
25 % времени правления потратил на поездки в степь и обратно.
Наибольшее количество поездок в ставку ордынского хана, кроме
Ивана Даниловича Калиты, совершили Борис Василькович Ростовский и
Симеон Иванович Московский (Гордый). Все они ездили к ордынскому
двору восемь раз. Время, проведѐнное ими при ордынском дворе, составило
400

4 года – довольно большой показатель. Часто – по семь раз – в ставку хана
ездили Андрей Александрович Городецкий и Иван Иванович Красный.
Рекордсменом по времени пребывания при ордынском престоле в
статусе великого князя является Святослав Всеволодович: при двух поездках
в ставку хана князь провел за время своего правления на Суздальском уделе –
37,5 %, на великокняжеском Владимирском столе и в борьбе за него – 50 %.
При этом от лет жизни это составило всего 2,7 %.

Обращает на себя внимание тот факт, что чаще всех ездивший в степь
князь Борис Василькович Ростовский, от лет жизни провѐл в Орде не самое
большое количество времени – 8,7 %. По этому показателю Бориса
превзошел его брат – белозерский князь Глеб Василькович - 9,5 % -
наибольший показатель для XIII столетия. При этом он только пять раз
ездил в Орду, но провел там 4 года. Несколько больше - 10,5 % от лет жизни
– провел в Орде Александр Ярославич (Невский). Будучи шесть раз при
дворе хана, он провел там более пяти лет, что составило 41,7 % от лет
правления на уделе и 18,2 % от времени княжения на великом княжестве
Владимирском. Для XIII столетия в процентном отношении от лет княжения
это самый высокий показатель.

В статусе великого князя наибольшее количество времени провел в
Орде Дмитрий Михайлович Тверской 37,5 % (от лет жизни доля составила
всего 5 %). Его отец, Михаил Ярославич Тверской, потратил на пребывание в
ставке хана 31 % от великого княжения и 12 % от лет жизни. Иван Калита,
вопреки устоявшемуся мнению оказался в этом списке не самым заметным
князем, проведя в Орде и по дороге туда и обратно соответственно: 8 % от
жизни и 17 % от великого княжения.
Тверские князья (Михаил Ярославич и его сыновья Дмитрий и
Александр), таким образом, оказываются по этому показателю
«рекордсменами». Показательно, что от лет жизни довольно большую долю –
13 % – провел при дворе хана княжич Федор Александрович.
Однако все
вышеперечисленные представители тверского княжеского дома были в Орде
казнены.

Всего же за период ордынского владычества по решению ханского суда
было казнено 14 русских князей.
Наибольшее количество поездок в Орду русских князей фиксируется в
период 1330-1340 гг. – последние годы правления хана Узбека и первые годы
пребывания на престоле Джанибека.


Таким образом, включение московских князей в состав Джучиева
Улуса обусловило появление особого поведенческого стереотипа,
связанного с системой регулярных посещений верховного правителя.
Пребывание при дворе хана сопровождалось соответствующими ритуалами,
обычаями и традициями. Соответствие им и выполнение их определяло
политическую культуру великих и удельных княжеств в рассматриваемый
период.

Со времени оформления зависимости
кааны Монгольской империи именуются «царями», а с момента
фактического приобретения независимости Ордой в 1260-х гг. этим титулом
неизменно именуются ханы Джучиева Улуса. Особое внимание необходимо
обратить на тот факт, что до первой четверти XV в. в различных летописных
памятниках мы наблюдаем регулярную запись о кончине ордынских
правителей. То есть, они воспринимались как верховные правители Московии, а
их смерть существенным образом влияла на политическую жизнь в русских
княжествах (столь же регулярно записывают кончины иранских Ильханов
армянские хронисты, для которых именно они были верховными
сюзеренами). Таким образом, ордынские «цари» заняли чѐтко определѐнное
место в политической и ментальной картине мира русского книжника.

Соответствующая иерархия государственно-политической системы
находит четкие отражения в письменной традиции (например, при записи о
смерти княгини Василисы (1378 г.), жены князя Андрея Константиновича
Нижегородского)
При этом высшей властью традиционно признается
духовная власть византийского императора и константинопольского
патриарха; высшей светской властью признана власть ордынского хана;
следующую ступень в иерархии занимает великий князь Владимирский и
митрополит Киевский и Всея Руси.



ПЕРЕЧЕНЬ КНЯЗЕЙ, ПОСЕЩАВШИХ СТАВКУ ОРДЫНСКОГО ХАНА В 1242-1445 ГГ.



РS. Откуда пошло выражение "Вставание с колен"
Заходя в шатёр Великого Хана, Московский князь должен был трижды встать на колени.
Отсюда и пошло выражение "Вставание с колен"


Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal