istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Военным преступникам амнистии не будет


Без права на амнистию: как депутаты и правозащитники хотят наказать военных преступников.


БОЕВИКИ ОТВЕТЯТ ЗА ПЫТКИ И УБИЙСТВА.
СРОКИ ДАВНОСТИ НЕ СПАСУТ.

Несмотря на то, что война на Донбассе продолжается уже шестой год, в Уголовном кодексе Украины до сих пор отсутствует статья об ответственности за преступления против человечности и нет полноценного каталога военных преступлений.

Парламент прошлого созыва предпринял попытку внести соответствующие изменения в законодательство, но так и не довел этот процесс до конца. Представители нынешнего состава из разных парламентских фракций и депутатских групп решили исправить ситуацию, зарегистрировав соответствующий законопроект. Если его примут, военные преступления не будут иметь срока давности, а тех, кто их совершил, не смогут амнистировать.

БОЕВИКИ ОТВЕТЯТ ЗА ПЫТКИ И УБИЙСТВА

По замыслу авторов, законопроект № 2689 согласует украинское уголовное законодательство с нормами международного уголовного и гуманитарного права и позволит дать надлежащую правовую квалификацию преступлениям, совершенным в зоне боевых действий и на оккупированных территориях. По сути такой документ готовился давно. Готовился правозащитниками, которые занимаются документированием преступлений против человечности, военных преступлений и нарушений прав человека на территории Крыма и Донбасса и которые первыми обратили внимание на то, что ответственность за все эти преступления в Уголовном кодексе не предусмотрена. В нем нет ответственности за преступления против человечности, не выписаны полные составы военных преступлений. Поэтому платформа "Правозащитная повестка дня" более трех лет назад начала разработку законопроекта, который позволил бы наказать военных преступников. К его подготовке подключился Минюст. И он был внесен Кабинетом министров в парламент в декабре 2018 года и принят летом прошлого года в первом чтении. Но потом застрял. Чтобы сдвинуть этот процесс, в Комитете ВР по вопросам правоохранительной деятельности уже нынешнего созыва была создана рабочая группа, текст усовершенствован и в конце прошлого года зарегистрирован новый законопроект. На прошлой неделе комитет рекомендовал парламенту принять его в первом чтении. А чтобы учесть все нюансы, которые могут возникнуть при подготовке ко второму чтению, в комитете предложили провести публичное обсуждение этого документа не только с участием правозащитников, представителей правоохранительных органов, международных экспертов, но также включиться в него людям,

"Наш центр первые три года посвятил сбору свидетельств людей, которые вышли из плена, – рассказала во время "круглого стола", организованного в парламентском комитете глава правления "Центра Гражданских Свобод" Александра Матвийчук.

Без права на амнистию: как депутаты и правозащитники хотят наказать военных преступников 02

Александра Матвийчук

– Я говорила с людьми, которых насиловали, забивали в деревянные ящики, отрезали конечности, вынимали глаз ложкой. Когда ты все эти истории через себя пропускаешь, у тебя возникает дикое желание весь этот ужас остановить. И когда мы начали изучать эту проблему безнаказанности, то увидели, что ее условно можно разделить на две подкатегории. Первая, которая никак от Украины не зависит, у нас сейчас есть оккупированные территории, на которых проживают 5,5 миллиона человек, и никто из них ни от чего не застрахован и не защищен. И вторая, которая полностью в компетенции украинских государственных органов и которую должны давно решить. Это гармонизация Уголовного кодекса с международным гуманитарным и международным уголовным правом. Когда говоришь с людьми, выбравшимися из плена, понимаешь, что у них есть надежда на отложенную во времени справедливость. Этот законопроект – важный шаг к тому, чтобы справедливость восстановить".

В принципе, в Уголовном кодексе сейчас есть статья 127 "Пытки", отмечают юристы. Но чтобы ее вменить, надо доказать определенную цель, ради которой человека пытали. Как определить цель боевиков, которые подвергали людей жесточайшим пыткам в подвалах, подобных тому, о котором говорил Александр Грищенко? Разве можно то, что там творилось и творится, рассматривать как единичное уголовное преступление? Ведь такие пытки носят системный массовый характер. Поэтому здесь так важны нормы международного права. Если говорить о пытках как о преступлениях против человечности, это не предусматривает какой-либо цели. Следователям будет легче квалифицировать такие преступления, а судьям – определять меру ответственности за них.

Такие пытки на оккупированных территориях – это инструмент запугивания, считает эксперт "Института будущего" Виктория Мозговая. "Я несколько лет работала в прокуратуре АР Крым и была задействована в сборе доказательств по таким уголовным производствам. Представьте себе ситуацию, когда берут определенную национальность – крымских татар. Систематически люди исчезают, потом оказывается, что они мертвы, замучены. Как это влияет на обстановку на полуострове в целом? Из Крыма и так люди постоянно выезжают. Была бы материальная возможность выехать на территорию материковой части Украины у еще большей части людей, они бы это сделали. Что происходит дальше? Российская Федерация завозит на территорию полуострова свое население и вытесняет украинское. Это приводит к тому, что люди не могут нормально существовать в условиях постоянного запугивания и страха быть замученными", – объясняет она.

По ее словам, пытки в условиях вооруженного конфликта отличаются тем, что они имеют влияние на окружающих. Именно поэтому такое преступление сравнительно с тем, что описано в ст. 127 УК, имеет повышенную уголовно-правовую степень наказуемости. То есть, за эти пытки в зависимости от их массовости и систематичности может быть пожизненное лишение свободы.

Александра Матвийчук также акцентирует внимание на том, что Парламентская ассамблея Совета Европы в нескольких своих резолюциях по Украине давала рекомендации украинской власти. Именно прицельно обращали внимание на ст. 127 УК. Часть первая этой статьи предусматривает санкцию до пяти лет и это не особо тяжкое преступление. А это значит, что человек, который его совершил, может быть амнистирован. И если не квалифицировать по части второй этой же статьи, то военных преступников можно подвести под потенциальную амнистию.

СРОКИ ДАВНОСТИ НЕ СПАСУТ

Юристы отмечают, что в настоящее время в Уголовном кодексе Украины есть только одна статья – 438, в которой упоминаются военные преступления с конкретными составляющими: жестокое обращение с военнопленными и гражданскими, принудительные работы и разграбление национальных ценностей на оккупированных территориях. Все остальные составы преступления, согласно этой статье, украинские следователи должны искать в подписанных Украиной международных договорах.

"Цензор.НЕТ" писал ранее о том, что Главной военной прокуратурой осуществлялось досудебное расследование в уголовном производстве по факту совершения на территории Донецкой и Луганской областей членами террористических организаций "ДНР" и "ЛНР" широкомасштабных и систематических нарушений норм международного гуманитарного права (вероломное убийство, издевательства, пытки, другие формы жестокого обращения с пленными военнослужащими и гражданским населением, внесудебные казни, принудительные работы и т.д.).

В результате предварительного расследования установлены многочисленные факты нарушения требований части 2 статьи 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов, от 12 августа 1949 года. Речь о Протоколе I, принятом на дипломатической конференции в Женеве в июне 1977 года.

Информация о собранных доказательствах установленных фактов агрессии, ведении гибридной войны и преступлениях против человечности и международного правопорядка, которые совершила Россия на территории Украины, направлена в международные судебные институты.

Но и следователям, и прокурорам, и судьям нужны правовые механизмы в национальном законодательстве, которые позволят адекватно квалифицировать такие преступления и соответственно наказывать тех, кто их совершает в Украине.

По мнению заместителя генерального прокурора Гюндуза Мамедова, важным условием для обоснованного уголовного преследования за тяжкие военные преступления и преступления против человечности является надлежащая законодательная основа: с четкими и понятными нормами и одинаковым толкованием всеми сторонами процесса.

Без права на амнистию: как депутаты и правозащитники хотят наказать военных преступников 03

Гюндуз Мамедов

"Сейчас законодательство предусматривает уголовное преследование лиц только на основании ст. 438 УК Украины (Нарушение законов и обычаев войны). Правовая основа есть, но она настолько обобщенная, что соблюсти нормы международного гуманитарного права и должным образом установить состав преступления, уровень уголовной ответственности за конкретный вид преступления почти невозможно. То есть ни национальные органы предварительного расследования, ни суды не могут осуществить правильную квалификацию этих действий, не имеющих срока давности. А виновным в совершении большинства военных преступлений и преступлений против человечности пока удается избегать ответственности", – пояснил он.

Он также добавил, что по ст. 438 УК Украины зарегистрировано 138 уголовных производств, 9 направлено в суд и только по одному вынесен приговор. И сообщил, что в процессе реформирования в Офисе генерального прокурора создан департамент надзора в уголовных производствах в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта.

"Мы его называем мозговым центром, который координирует все органы правопорядка по расследованию преступлений данной категории. Более того, в прокуратурах Донецкой и Луганской областей мы создали аналогичные подразделения", – подчеркнул замгенпрокурора.

В свою очередь глава комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский заявил, что "в условиях войны законопроект №2689, который криминализирует основные преступления по международному праву - геноцид, агрессия, преступления против человечности и военные преступления, является одним из насущных документов, которые депутатам необходимо поддержать. Чтобы правоохранители могли работать эффективнее.

КОГДА ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ?

Юристы, которые в составе рабочей группы участвовали в подготовке законопроекта, отмечают, что в нем максимально имплементирован весь комплект военных преступлений, он детализирован, каждый состав выписан с учетом терминологии нашего Уголовного кодекса и с учетом практики международных судов. Всем понятиям, которые могут вызвать вопросы, предоставлены толкования и этим толкованиям было уделено особое внимание для того, чтобы наши правоохранители и судьи максимально погрузились в международное гуманитарное право, международное уголовное право и на практике могли это эффективно использовать.

"Этот законопроект является очень важным в контексте ситуации в Крыму. Потому что на территории полуострова систематически, начиная с февраля 2014 года, происходят военные преступления и преступления против человечности: преследование крымских татар, переселение граждан Российской Федерации, преступления против украинского народа", – отмечает постоянный представитель президента Украины в АР Крым Антон Кориневич.

Дополняя его, доцент кафедры уголовного права и криминологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Константин Задоя объясняет: "Если взять, например, преследования крымских татар в Крыму. Преследование – это отдельный вид преступлений против человечности, но в Уголовном кодексе преследование не выписано как преступление. Даже если найти другую норму и преследовать деяние, которое является преступлением по международному праву, как общеуголовное преступление, это не будет учитывать контекста организованного насилия".

Все, кто выступил в поддержку документа, настаивают, что он важен, потому что такие преступления не будут иметь сроков давности. Поэтому как долго и где бы потом ни скрывался преступник, ему придется отвечать. Кроме того, из-за их тяжести те, кто совершил преступления, не смогут рассчитывать на амнистию. "Это абсолютно критично для Украины в контексте Минских договоренностей, где пункт об амнистии выписан в достаточно расплывчатых формулировках. Только преданность международному праву может положить конец любым попыткам давления России на Украину с тем, чтобы Украина была вынуждена амнистировать военных преступников", – отметила Александра Матвийчук.

Правозащитники рассчитывают, что ужесточение законодательства поможет также уменьшить количество преступлений в будущем.

Конечно, как в любом другом документе, здесь тоже есть проблемные моменты. Один из них – так называемая проблема обратного действия тех норм, которые вводятся этим законопроектом в Уголовный кодекс. В статье 58 Конституции Украины говорится, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать и за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушение.

Конституция Украины сформулировала запрет обратной силы в значительно более категоричных формулировках, чем это есть в международном праве, убежден президент Европейского комитета по предупреждению пыток Николай Гнатовский. По его словам, достаточно сравнить ее со статьей 7 Европейской конвенции по правам человека, которая собственно и дает тот стандарт, на который стоит ориентироваться. Он также подчеркивает, что эта конвенция принята с учетом итогов Международного военного трибунала в Нюрнберге.

Без права на амнистию: как депутаты и правозащитники хотят наказать военных преступников 04
Без права на амнистию: как депутаты и правозащитники хотят наказать военных преступников 05

Так что перед авторами законопроекта стоит достаточно сложная задача. Они предусмотрели в переходных положениях формулировку о том, что если деяния, предусмотренные в определенных статьях Уголовного кодекса, на момент их совершения не признавались преступлением в соответствии с законодательством Украины об уголовной ответственности, "однако признавались преступлением геноцида, преступлением агрессии, преступлением против человечности или военным преступлением по международному праву, считается, что такие действия на момент их совершения являются преступлением в соответствии с законодательством Украины об уголовной ответственности". Но, возможно, депутатам стоит обратиться в Конституционный Суд, и он растолковал бы ст. 58 Конституции Украины в соответствии с той целью, которую она преследует, и обязательствами Украины по международному праву. Чтобы в дальнейшем не возникло поводов для оправдательных приговоров.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments