istrind (istrind) wrote,
istrind
istrind

Categories:

Освобождение или грабеж?


Россия удерживает сокровища польской национальной культуры — произведения искусства и архивные материалы, награбленные СССР во время войны либо сразу после ее окончания. Возврат их Польше является одним из условий добрососедских отношений.

«После Второй мировой войны в наших архивах достаточно много оказалось документов из Восточной Европы и из Германии», — сказал 20 декабря прошлого года Владимир Путин. Эти слова, естественно, остались в тени клеветнических обвинений российского президента в адрес довоенной Польши и польской дипломатии.


Трофейные бригады
Не секрет, что нападение Германии и Советского Союза на Польшу в 1939 году положило начало продолжавшемуся шесть лет периоду непрерывного разграбления нашей страны. Оккупационные администрации — немецкая и советская, — а также подчиненные им силы проводили регулярно и системное разграбление польских музеев, библиотек, архивов, костелов и частных домов, забирая оттуда произведения искусства, документы, рукописи, книги и многие другие ценные артефакты.

Только Национальная библиотека в Варшаве утратила во время войны 80% своих собраний, в том числе 50 тысяч рукописей, 2245 инкунабул (печатных книг XV века — прим.ред.), более 788 тысяч книг — украденных, а также намеренно сожженных.

Часть украденных у Польши сокровищ польской национальной культуры немцы вывозили в Рейх либо собирали на специальных складах на оккупированных территориях. Когда в 1944 году на разоренные польские земли вступила советская армия, на сей раз как член антигитлеровской коалиции, поляки могли надеяться, что с этим разграблением их национального наследия, не имевшим прецедента в истории, покончено.

К сожалению, в очень многих задокументированных случаях то, что не удалось украсть или сжечь немцам, пало жертвой конфискации или разграбления, совершенных Красной армией и другими структурами советского государства. В частности, объектом грабежа становились предметы, ранее украденные немцами, либо имущество с бывших германских территорий, права на которое приобрела Польша. Организованное разграбление осуществляли специальные «трофейные бригады»: они действовали сразу после войны на землях Германии и Польши, путая территории двух государств и не отличая польского имущества, нередко украденного немцами, от немецкого. Так что, когда президент Путин говорит теперь, что польские документы в результате Второй мировой войны «оказались в России», то он использует классический эвфемизм. Польские архивы и культурные ценности были в Россию незаконно вывезены!

«Изъятие» такого имущества «трофейными бригадами» и вывоз его на этом основании в СССР не имеет никакого значения для его правового статуса. Россия не приобрела и никогда не приобретет таким образом права собственности на него. Поэтому награбленные немцами, а затем вывезенные советскими властями культурные ценности являются и останутся польской собственностью. А Польша будет неизменно требовать их возвращения.

Найденные сокровища
Чтобы не быть голословным, стоит изложить историю нескольких из похищенных ценностей. В московских архивах хранятся документы и экспонаты, хранившиеся в Варшаве в музее Юзефа Пилсудского в Бельведере и в Институте им. Юзефа Пилсудского — например, документация Польской военной организации, польского социалистического движения, Польских Легионов, рукописи Пилсудского и его соратников. Эти коллекции были украдены немцами и вывезены на территорию оккупированного Рейхом Вольного города Данцига (Гданьска). А оттуда, уже после его присоединения к Польше в марте 1945 года, они попала в Советский Союз.

В крупнейшей российской библиотеке — Российской государственной библиотеке в Москве — хранится рукопись «Дневника путешествия на Восток» Юлиуша Словацкого, собственность варшавской Национальной библиотеки. В 2011 году его обнаружил в собраниях РГБ выдающийся историк польско-российских отношений в XIX веке профессор Хенрик Глембоцкий. Польша официально обратилась к России с просьбой о возвращении этой великой рукописи, но, тем не менее, документ так и не был отдан. Самого же профессора Глембоцкого в Москве задержало ФСБ, после чего ему был запрещен въезд в Россию. И это несмотря на то, что он не нарушал законодательства, а свои исследования проводил, пользуясь помощью многих хорошо расположенных к нему российских ученых.

В свою очередь, во всемирно известном Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина хранится картина «Мадонна с Младенцем» кисти Лукаса Кранаха — собственность храма св. Николая в Глогуве, «изъятая» Красной Армией под расписку. У нас есть причины предполагать, что в этом же музее спрятана от публики бесценная польская нумизматическая коллекция из Мальборкского замка, содержащая более десяти тысяч монет с монетных дворов Королевства Польского, Герцогства Пруссии, государства тевтонского ордена и Силезии. Она была вывезена в Москву во второй половине 1945 года


Мадонна с Младенцем, Лукас Кранах.

Это лишь некоторые из исторических и культурных ценностей, которые являются собственностью польского государства, организаций или частных лиц и про которые известно, что они находятся в России. Их общее количество намного больше, но российские учреждения вынуждены скрывать эти предметы от широкой общественности, зная, что правовых оснований для владения и экспонирования у них нет. В результате ими не может пользоваться никто — ни поляки, ни россияне.

Право и логика
За последние 20 лет Министерство культуры и национального наследия подало 20 заявлений о реституции в отношении тех ценностей, происхождение которых — из польских коллекций, либо из коллекций, права на которые Польша приобрела после распространения своего суверенитета на территории довоенной восточной Германии и Вольного города Гданьска — особенно хорошо задокументировано.

В ответ Россия либо отказывается признать польское право на эти ценности, ссылаясь, к примеру, на очевидно нелепую юридически позицию, что Гданьск во время войны был частью Германии (тогда как ни одна из великих держав, в том числе и Советский Союз после 1941 года, не признала решения Гитлера о включении города в состав Рейх!), либо прибегает к бюрократической обструкции, либо же требует соблюдения требований российского закона от 15 апреля 1998 года о культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны.

Не касаясь вопроса, соответствует ли в целом данный документ международному праву, запрещающему разграбление произведений искусства в ходе военных действий, напомню, что Польша неоднократно указывала на то, что сами российские чиновники плохо знакомы с этим законом. Ведь он касается только т.н. компенсационной реституции, налагаемой на имущество противника, то есть Германии и ее союзников. Польша, по официальной позиции как СССР, так и России, была не союзником Германии, а членом антигитлеровской коалиции. Здесь речь идет даже не о праве, а о логике. Нельзя наложить компенсационную реституцию на имущество собственного союзника, жертвы агрессии.

Это прямо следует из норм международного права: как действовавших в 1939-1945 годах, так и современных, в том числе, например, конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной вместе с исполнительным регламентом в Гааге 14 мая 1954 года. Ее сторонами являются и Республика Польша, и Российская Федерация. Эта конвенция однозначно утверждает, что подписавшие ее страны обязуются после окончания военных действий возвратить надлежащим властям находящиеся на их территории ценности, если они вывезены с нарушением принципов, установленных в протоколе. Такие ценности никогда не могут быть удержаны в качестве военных репараций.

И все-таки надежда
Итак, следует по-прежнему публично ставить принципиальный вопрос: по какому праву сокровища польской культуры до сего дня удерживаются в России? Для этого нет оснований ни в международном, ни в российском законодательстве. Нет также никаких препятствий к тому, чтобы Россия вернула украденные у Польши культурные ценности. Никаких — за исключением неправовой политики, проводимой вначале СССР, а затем его правопреемницей, Российской Федерацией.

Российские власти считают, что Советский Союз освободил, а не оккупировал Польшу. Не находится ли в явном противоречии с этим тезисом факт разграбления польских культурных ценностей и отказ их вернуть? Сегодня — в годовщину занятия Красной Армией оставленных немцами руин Варшавы — особенно стоит задуматься: можно ли с полной ответственностью говорить об освобождении Польши, когда Россия по-прежнему отказывает в освобождении из плена сокровищ ее национальной культуры?

И все-таки мы надеемся, что если не теперь, то в будущем — рано или поздно — Россия поймет простую истину: похищение произведений искусства на оккупированной территории союзника не дает права собственности на них. Надеемся, что ее власти отбросят большевистскую идею «освобождения от собственности» с опорой на лозунг «грабь награбленное» и, тем самым, вернутся в круг государств, соблюдающих священную для цивилизованных наций древнюю норму: невозможно приобрести никакие права права на собственность от субъекта, который сам никакими правами не обладал. Немцы, похищая памятники польской культуры, не стали их владельцами. Поэтому и Советский Союз не мог «приобрести» у немцев такое право на них.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments