Украинцы смогут рассчитываться новой купюрой в 1000 гривень с портретом академика Владимира Вернадского.
Вернадский и дизайн
Банкнота в 1000 грн вводится в обращение с 25 октября. Купюра будет выполнена в том же стиле, что и обновленные 20, 100 и 500 грн, отметил на презентации во вторник глава Нацбанка Яков Смолий.
На лицевой стороне тысячи – известный ученый, первый президент Украинской академии наук Владимир Вернадский, на обратной стороне – здание Президиума НА
При выборе Нацбанк советовался с Академией наук и Министерством образования, рассказал на брифинге глава департамента денежного обращения регулятора Виктор Зайвенко.
Окончательное решение принимало правление НБУ. Была ли альтернатива?

"У нас было достаточно много вариантов: Александр Довженко, Николай Костомаров, Павло Скоропадский, Данило Галицкий, Петро Конашевич-Сагайдачный, – отметил Зайвенко. – Выбор в пользу Вернадского обусловлен, в частности тем, что наш банкнотный ряд украшен портретами многих выдающихся украинцев, но ученых среди них до сих пор не было".
И тут кацапы интирисуюцца, а пачиму эта на украинской купюре решили изабразаить Вернадского.
Пачим пачиму, па качану! Та патамушта Вернадский украинец и сам всегда себя считал украинцем и украинский язык был для него родным.
Владимир Вернадский родился в Петебурге 28 февраля 1863 года.
Его отец Иван Васильевич был потомком запорожской казацкой старшины, который во время восстания Хмельницкого перешел на сторону казаков, но впоследствии был взят в плен и казнен поляками, оставив трех сыновей-казаков.
В детстве огромное влияние на его развитие оказал отец, который очень тщательно и последовательно занимался воспитанием и образованием своего сына. Именно он привил Владимиру интерес и любовь к украинскому народу, его истории и культуры. Будущий ученый вспоминал, что перед переездом из Харькова в Петербург, они с отцом были за границей и в Милане в газете Петра Лаврова «Вперед» прочитали о циркуляр, запрещавший в России печатать на украинском языке. В воспоминаниях он писал:
« | Це справило величезне враження на батька і розмови, з цим пов'язані, сильно на мене тоді подіяли. Батько розказував історію України зовсім не так, як її викладали в гімназії. Він часто згадував, що Петербург побудували на кістках українців (будували Петербург козаки з полків Івана Мазепи). Повернувшись до Петербурга, я постарався ознайомитись із українською літературою. У бібліотеці батька знайшов розрізнені номери «Основи» та інші українські видання. Добував українські книги у букіністів, дещо отримував із-за кордону. Детально розпитував батька про Шевченка, Куліша, Максимовича, Квітку-Основ'яненка, котрих він особисто знав, а також про Кирило-Мефодіївське братство, про Костомарова тощо. | » |
У Петербурзі 15-річний юнак занотував у щоденнику 29 березня 1878 року:
« | Страшенно притісняють українців. Драгоманову навіть в Австрії не дозволили видавати газету українською мовою. У Росії зовсім заборонено друкувати книги моєю рідною мовою. На канікулах я з усією ретельністю візьмуся за неї. В Києві, коли в якомусь домі побачать портрет Шевченка, то його відбирають. | » |
Род Вернадских имеет глубокие украинские корни. Его предок Верна во время визвольної війни українського народу 1648—1654 років виступал на стороне козаков, дети служили в казачестве старшинами. Дворянство выслужил дед Василий, который с тех пор стал писаться Вернадским.
Отец Владимира, Иван Васильевич, родился в Киеве, возглавлял кафедру в Киевском университете, с переезда в Москву возглавлял кафедру в Московском университете. Через четыре года после рождения Владимира родители переехали в Харьков. Семья посещала родственников на Полтавщине. Провел одно лето Владимир и в усадьбе украинского писателя Квитки-Основьяненко. Чтение произведений украинских писателей, знакомство с бытом украинский, пожалуй, и дали повод отозваться о циркуляр, запрещающий в России печатание на украинском языке, такими словами: «Что это значит? Как и для чего? »Из научных источников известно, что молодой Вернадский был неравнодушен к истории Украины. В частности, читал и польские книги об истории Украины, написал даже статью «Венгерская Русь с 1848 гг.». Под влиянием отца Владимир предпочел все же естествознанию (что и стало поводом для вступления на физико-математический факультет)